ЦСР предлагает повысить расходы государства на образование до 4,8% ВВП
Более четверти российских девятиклассников не обладают даже минимальным набором умений, необходимых для успеха в жизни. В дальнейшем это отставание только усиливается, что чревато для всей страны снижением ВВП. Такие выводы приводятся в аналитическом докладе НИУ ВШЭ и ЦСР. Эксперты разработали 12 практических решений, которые направлены на реформирование детсадов, школ, системы профессионального, высшего и непрерывного образования. Для их полноценной реализации потребуется увеличение к 2024 году бюджетного финансирования образования с нынешних 3,6% ВВП до 4,8%.
28% российских 15-летних школьников не освоили удовлетворительно умения практически использовать свои знания хотя бы в одной области из трех (естествознание, математика, коммуникация на родном языке). Об этом говорится в докладе «12 решений для нового образования», подготовленном экспертами Центра стратегических разработок (ЦСР) и НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Эта работа была проведена в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года.
— Более 25% российских школьников заканчивают девятый класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП и несет риски подрыва социальной устойчивости, — пояснил «Известиям» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
По мнению авторов доклада, образовательная неуспешность — следствие недофинансирования образования. Талантливые ученики не получают должной поддержки, а у детей из малообеспеченных семей гораздо меньше шансов получить хороший старт.
По словам Ярослава Кузьминова, такая ситуация сложилась из-за отсутствия современных инструментов адресной поддержки отстающих детей и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах доля функционально неуспешных учеников составляет не более 8–10%.
В докладе говорится, что в условиях сокращения трудоспособного населения ценен каждый человек. Снижение школьной неуспешности в два раза (до 14% среди девятиклассников) соответствует в 10-летнем горизонте росту ВВП страны на 2%, в 20-летнем — на 5–6%, а в 30-летнем — свыше 10%.
Эксперты НИУ ВШЭ и ЦСР пришли к выводу, что проблемы, сложившиеся в системе образования, возможно преодолеть с помощью 12 проектов. Они охватывают детские сады, школы, систему профессионального, высшего и непрерывного образования. В частности, авторы доклада предлагают предоставить каждому ребенку дошкольного возраста возможность пройти годичную подготовку к школе, а для детей из малообеспеченных семей — внедрить инструменты адресной поддержки. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, работающих на окраинах, в неблагополучных районах. Еще один проект направлен на поддержку талантов. Он предполагает предоставление каждому ученику возможности освоить любую из дисциплин на углубленном уровне. В плане непрерывного образования предлагается предоставить каждому взрослому гражданину возможность пройти переподготовку или повышение квалификации.
Полноценная реализация всех проектов потребует бюджетного финансирования образования на уровне 4,8% ВВП. Однако, отмечают авторы доклада, с учетом нынешней бюджетной ситуации приемлемым может быть увеличение финансирования к 2024 году до 4,4% ВВП. В этом случае, например, преодоление неуспешности в школе удастся реализовать лишь наполовину. Но возможна более полная реализация за счет привлечения частных инвесторов.
— Помимо средств федерального и регионального бюджетов речь идет о широком применении механизмов частно-государственного партнерства. Мы провели большое количество встреч и экспертных консультаций с различными представителями бизнеса, у них есть интерес к инвестициям в цифровую трансформацию образования, строительство образовательной инфраструктуры, — объяснил Ярослав Кузьминов.
Он отметил, что частно-государственное партнерство позволит «передвинуть» часть бюджетных расходов на период 2024–2030 годов и при этом получить современную инфраструктуру школ уже в 2020–2022 годах.
Член Общественного совета Минобрнауки Евгений Ямбург рассказал «Известиям», что инструменты поддержки отстающих детей в системе образования уже имеются. Один из них — утвержденный в 2013 году профессиональный стандарт учителя.
— В нем говорится о том, как обучать детей и с неврозами, с ограниченными возможностями здоровья, и просто отстающих учеников. Но внедрение стандарта требует много времени и средств, — сказал эксперт.
Многим российским школам не хватает денег на техническое содержание зданий, не говоря уже о совершенствовании учебного процесса, предполагающего углубленное изучение предметов и создание условий для получения учениками профессиональных навыков, отметил директор ижевской школы № 97 Ахтам Чугалаев.
О необходимости развития системы образования на всех уровнях говорил 1 марта в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин.