Российский флот пополнится резервами
Российский флот получит сменные экипажи. Их будут при необходимости направлять на корабли, несущие службу в дальней морской и океанской зоне. Это позволит обеспечить постоянное присутствие российского ВМФ в ключевых районах Мирового океана. По мнению экспертов, новация увеличит эффективность использования надводного флота.
Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, в нынешнем году военное ведомство начнет формирование дополнительных (резервных) экипажей для надводного флота. Нововведение коснется кораблей первого и второго ранга. К первому относятся наиболее крупные боевые единицы (водоизмещением свыше 5000 т) — авианосцы, универсальные десантные корабли, крейсера и эсминцы. Второй ранг — это очень востребованные сейчас фрегаты, корветы и большие десантные корабли. Именно представители этих классов наиболее активно привлекаются для решения задач в Средиземном море и Индийском океане.
Планируется, что на каждом флоте будет создано по одному резервному экипажу на 4–5 кораблей каждого проекта. В перспективе для этого будут использоваться в том числе резервисты.
Нововведение связано с усложнением стоящих перед ВМФ задач. Российский флот возвращается в Мировой океан. Морякам приходится нести службу у берегов Сирии и Сомали, выполнять дальние походы с целью демонстрации флага. При этом в связи с объективной нехваткой надводных кораблей основных классов ставится задача обеспечить практически непрерывную эксплуатацию имеющейся техники. Однако никакая, даже совершенная машина не может функционировать без людей.
Привлечение резервистов позволит дать отдых морякам. При этом корабли смогут оставаться в Средиземном море или Индийском океане и продолжать выполнение задач. Кроме того, дополнительные боевые расчеты можно будет привлекать в случае болезней или травм соответствующих специалистов из состава штатных экипажей.
Предполагается, что большую часть года резервисты будут проходить интенсивную подготовку на берегу с использованием новейших тренажеров. Также планируются тренировки некоторых резервных боевых расчетов на кораблях в дублирующем режиме — по очереди со штатными. По завершении берегового обучения запасной экипаж прибудет на один из кораблей соответствующего проекта и после завершения процедур приема-передачи приступит к решению учебных и боевых задач.
Сейчас многие надводные корабли, например десантные, могут находиться в море до года, рассказал «Известиям» военно-морской эксперт Дмитрий Болтенков. Однако, по его словам, личный состав год в море не выдержит. Поэтому возникла идея создать сменные экипажи.
— Полгода послужили — и в самолет, на отдых к семьям. А резервисты выполняют задачу дальше, — сказал эксперт. — Таким образом можно обеспечить непрерывную эксплуатацию кораблей. Именно так всегда поступали подводники. У нас в каждой дивизии подлодок экипажей на один-два больше, чем субмарин.
При этом, как отметил Дмитрий Болтенков, привлечение в состав сменных экипажей специалистов из запаса позволит со временем сформировать активный, боеготовый резерв.
Ярким примером возросшей активности российского ВМФ может служить Черноморский флот. Здесь в 2017 году наплаванность экипажей кораблей (время нахождения в море без захода в порт) вдвое превысила плановые показатели. Это связано с увеличением числа дальних походов и регулярной деятельности в Средиземном море.