Не стало Олега Анофриева. Невероятный талант, потрясающий человек, образцовый профессионал — всё так. Но этих слов слишком мало, чтобы описать личность Анофриева и его вклад в нашу культуру. Мне кажется, не только у меня, но и у всех нас он ассоциируется с чем-то светлым, праздничным, созидательным. Это я и запомню навсегда.
Мы познакомились в 1955 году. Тогда я окончила хореографическое училище Большого театра и думать не думала о том, что когда-либо окажусь в кино. В это время Самсон Самсонов снимал фильм «За витриной универмага», в котором дебютировали многие замечательные артисты — как раз Олег Анофриев, Микаэла Дроздовская, Ольга Бган. Одна из главных ролей, продавщицы Сони Божко, должна была стать дебютом Леночки Добронравовой. Она уже начала сниматься, но потом серьезно повздорила с режиссером.
В тот же самый вечер он совершенно случайно увидел меня на телевидении (я вела выпускной концерт нашего училища) и заявил, что вот эту девочку он и хочет снимать дальше, вместо Добронравовой. Так я впервые попала на съемочную площадку. Я была далека от мира кино и до поры до времени понятия не имела, что пришла на смену кому-то другому. Я долго не понимала, почему другие артисты так строги ко мне. Олег был строже всех. Но при этом я не могу сказать, что мы были в плохих отношениях, нет. Он был профессиональным актером, только что окончил Школу-студию МХАТ, и он меня учил, воспитывал. Это было органично и никак не повлияло на нашу дальнейшую дружбу.
Тот мой первый опыт показался случайностью. Это уже позднее я поняла, что ничего случайного в нашей жизни не бывает. С тех пор мы с Олегом неоднократно пересекались, и я имела возможность наблюдать, как с течением времени развивался, шлифовался его уникальный талант. Скоро судьба свела нас с ним, когда я уже была в другой ипостаси и снимала фильм «Солнце, снова солнце» как режиссер. Там он сыграл у меня одну из ролей. После этого мы с ним работали еще много раз. Нужно отдать ему должное — с ним было невероятно просто. Это даже нельзя было назвать работой. Скорее интереснейшим действом. Он всегда творческий, всегда на подъеме, всегда готов к импровизации. С ним было легко и как-то радостно трудиться сообща.
Он был ведь не только артист, но и потрясающий композитор, уникальный исполнитель своих и чужих песен. А голос! Он мог имитировать кого угодно. Все знают его по «Бременским музыкантам», где он поет за нескольких персонажей. И это далеко не всё. В первых «Гардемаринах» он не только сыграл как актер небольшую роль, но также и спел песни за актера Владимира Шевелькова (игравшего князя Оленева). И его же голос звучит во всех следующих «Гардемаринах». Тройка главных героев постоянно обновлялась, а Анофриев оставался неизменным.
Но меня больше всего удивляет то, что он сделал в другом моем фильме — «Принцесса цирка». Все вокальные партии, переходящие в реплики (а это самое трудное!), принадлежат Олегу. Мы все смеялись в свое время, когда актер Николай Трофимов, который играет там Князя, до самого конца был убежден, что это он сам поет. «Да ведь это не он — это же я! Это мой голос», — говорил он. Разубедить его было трудно — настолько точно и ярко Олег Анофриев воспроизвел тембр трофимовского голоса.
Он сделал много, и я надеюсь, что все его песни и фильмы будут всегда радовать наши сердца. Буду помнить Олега как очень хорошего человека, большого артиста и отличного друга. Светлая ему память!
Автор — актриса, кинорежиссер, сценарист, народная артистка РФ