Закон о патриотизме ушел на доработку
В правительстве раскритиковали законопроект о патриотическом воспитании россиян. Он потребует дополнительных расходов из бюджета, кроме того, многие вопросы уже урегулированы в действующем законодательстве, следует из заключения, с которым ознакомились «Известия». Документ был внесен депутатами «Единой России» в октябре 2017 года. Замглавы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») заявил «Известиям», что работа над законопроектом продолжится. Он отметил, что к диалогу будут приглашены представители правительства и профильные министерства — в частности, Минобразования и Минобороны. Эксперты, опрошенные «Известиями», полагают, что патриотизм — это чувство, а не знание и навык.
Проект закона «О патриотическом воспитании в РФ» дает определение понятию «патриотизм» и предусматривает введение единообразных подходов. Так, под патриотизмом предлагается понимать «любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».
По мнению авторов, основные направления такого воспитания — духовно-патриотическое, гражданско-патриотическое и военно-патриотическое. А его цель — «утверждение в сознании и чувствах граждан уважения к историческому и культурному прошлому России, к лучшим традициям, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных и других значимых символов и святынь Отечества», говорится в документе.
В правительственной комиссии законопроект не поддержали, отметив, что в нем «не определены конкретные механизмы регулирования соответствующих правоотношений». Кроме того, многие предложения уже регламентированы, например, в законах «Об образовании в РФ», «О воинской обязанности и военной службе», «О физической культуре и спорте в РФ», отмечено в заключении. При этом работа по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию уже предусмотрена действующими образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования. В частности, сейчас реализуется госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы».
Не определен в проекте и круг организаций, которые должны создавать условия для сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Кроме того, не конкретизированы и четко не разграничены полномочия органов власти и органов местного самоуправления в этой сфере. Указали в правительстве и на необходимость дополнительного финансирования: согласно проекту, мероприятия по патриотическому воспитанию могут проводить органы местного самоуправления, что повлечет дополнительную административную нагрузку и расходы из местного бюджета. Кроме того, организациям, которые займутся патриотическим воспитанием, потребуются субсидии из региональных и муниципальных бюджетов. Это противоречит Бюджетному кодексу РФ, не разрешающему вводить расходы, которые покрываются сразу из двух и более бюджетов.
Замглавы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») заявил «Известиям», что работа над законопроектом продолжится. Он отметил, что к диалогу пригласят представителей правительства и профильные министерства — Минобразования, Минобороны, членов Координационного совета по законотворчеству, правовое управление Госдумы и экспертов. Возможно, в работе над документом примут участие представители ФСБ.
— Правительство посчитало, что проект несовершенен. Значит, он требует корректировки. Значит, нужно сесть и доработать его. В этом нет ничего страшного, нет обстоятельств непреодолимой силы, — полагает он. — Нет идеальных законов, но первый шаг нужно было сделать. Так как тема настоящего патриотического воспитания крайне важна и запрос общества сформировался. Необходимо прежде всего провести четкую границу между национализмом и патриотизмом — мы все знаем, к чему это приводит, — пояснил он.
Тема патриотического воспитания очень чувствительна, отметил глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
— С одной стороны, власть и общество признают, что это очень важно. С другой, патриотизм — это чувство, а не знание и навык. А можно ли воспитывать чувства — большой вопрос. Никому же не приходит в голову воспитывать чувство юмора или даже любовь к противоположному полу, — сказал он.
По словам эксперта, необходимо признать, что патриотизм — это сфера ответственности семьи. Если у семьи есть запрос на помощь со стороны образовательных учреждений (факультативы, кружки), такая помощь возможна. Но, по его мнению, не стоит навязывать образовательную услугу, которую родители не заказывали.