Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Экономика
Минэкономразвития снизило прогноз курса доллара до 94,3 рублей
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Общество
В Госдуме хотят ограничить период сдачи экзамена по русскому языку для мигрантов
Мир
В Минпромторге анонсировали льготы для семей с детьми при оформлении автокредита
Мир
Россельхознадзор проверит производителей бананов в Эквадоре
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Общество
Пациенты с болезнями кожи указали на проблемы с выдачей лекарств в ряде регионов
Мир
Bloomberg рассказал о возможной инсайдерской торговле со стороны бизнесменов США
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность без осадков в Москве 21 апреля
Происшествия
ДТП с участием автомобиля и двоих детей на электросамокате произошло в Москве
Общество
В Канске выявили незаконную контрабанду пиломатериалов на 96 млн рублей
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Мир
Папка с секретными документами Белого дома утекла в общий доступ из-за ошибки
Мир
СМИ сообщили о планах Великобритании нарастить производство оружия

От хаоса к эволюции

Управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин — о том, как вывести криптофинансы в легальную сферу
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Взрывное развитие крипторынка в 2017 году заставило все ведущие страны мира заняться его регулированием. За 12 месяцев капитализация этой отрасли выросла с $18 млрд до $600 млрд (к 1 января 2018 года). По нашим оценкам, как минимум, 2% этого сомнительного пирога — доля российских криптоинвесторов, то есть более 650 млрд рублей. Эта сумма равна примерно 55% объема всего розничного российского фондового рынка и в 15 раз превышает общий объем средств, накопленных за 3,5 года гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах. 

На самом деле реальные инвестиции наших граждан в криптопроекты значительно больше. Огромные средства вложены россиянами в «облачный майнинг», в ICO, а также в недобросовестные проекты, маскирующиеся под цифровые. В январе руководитель комитета Госудумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков оценил долю недобросовестных ICO в 90%. 

Криптоактивы, которыми владеют граждане и на приобретение которых они потратили огромные деньги, не имеют никакого правового статуса. Их нельзя передать по наследству, включить в конкурсную массу при банкротстве, практически ни один спор в криптоэкономике сегодня не может быть решен в суде.

Нет стандартов проведения ICO. Мы размещаем «коины» с помощью программных и программно-технических средств, именуемых криптокошельками, которые никем и никак не сертифицированы, не проверены, и которые регулярно взламываются. При этом вероятность возврата украденного приближается к нулю.

Ситуация осложняется тем, что в цифровой экономике нет никаких отраслевых стандартов, которые могли бы служить для инвесторов маркером добросовестности участника. В этих условиях роль государства в очищении крипторынка становится ключевой.

Законопроект главы комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова предполагает закрепление в Гражданском кодексе основных понятий цифрового права, что выведет отношения в сфере криптофинансов в правовую плоскость. Появится возможность легально заключать соглашения, совершать сделки с криптоактивами. Гражданин сможет предъявлять официальные претензии по цифровым сделкам и пользоваться благами судебной защиты.

Легализация деятельности криптокомпаний позволит наладить за ними налоговый и финансовый контроль. Криптоэкономика потеряет привлекательность для теневого и преступного бизнеса.

Законопроект подтверждает, что «цифровые деньги» не являются средством платежа — закрепление этого принципа затруднит возможности для манипуляций курсами криптовалют. В то же время в некоторых случаях им может быть придана платежная функция, что оставляет возможность для реализации национальных криптовалютных проектов. Законопроект также вводит в ГК возможность регистрации прав с применением распределенного реестра, что должно послужить толчком к применению блокчейн-технологий в госуправлении и бизнесе.

Важно гармонизировать законопроект, представленный Павлом Крашенинниковым, с законопроектом «О цифровых финансовых активах», внесенным Анатолием Аксаковым. Эти два документа частично пересекаются. В некоторых моментах не до конца «стыкуются», однако важно, что они дополняют друг друга, расширяя «белую» зону цифровой экономики. 

В то же время упомянутые законопроекты закрывают далеко не все острые вопросы. В частности, остается серьезная проблема сертификации программно-технических средств, используемых в цифровой экономике. Это может быть обязательная или добровольная сертификация, но частный инвестор должен получить четкое представление о возможных рисках, связанных с использованием неизвестного программного обеспечения.

Крайне важным и даже первостепенным представляется введение отдельной статьи о цифровых активах в ФЗ «О рекламе». Ограничения в этой сфере должны быть не менее жесткими и однозначными, чем при рекламе ценных бумаг и финансовых активов.

Уверен, что депутаты совместно с экспертным сообществом смогут оперативно доработать и дополнить представленные законопроекты, и уже до конца текущего года мы выйдем из криптохаоса, а российское общество начнет получать от цифровой финансовой системы заслуженные дивиденды. И тогда можно будет абсолютно точно говорить о новом этапе криптоэволюции рынка.

Автор — управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир