Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Трагедия в кемеровской «Зимней вишне» стала самой масштабной по количеству жертв в череде похожих случаев — до этого были пожары в казанском ТЦ «Адмирал» (2015), подмосковном строительном маркете «Синдика» (2017) и еще несколько серьезных ЧП. У этих бед одна мать — патологическая жадность хозяев торговых точек. В погоне за лишней копейкой они экономят на безопасности тех, кто их кормит, — посетителей. Между тем правила и техника, которые в 99% случаев спасут всех гостей торговой точки, давно разработаны. О том, как должен быть оборудован по-настоящему безопасный торгово-развлекательный центр и кто заставит прижимистых бизнесменов заботиться о нашей жизни, — в материале портала iz.ru.

Торговая ловушка

Большинство торговых центров строятся по единому принципу: расположение магазинов, точек общепита и развлекательных центров, даже музыка и освещение — всё рассчитано до мелочей. Задача маркетологов — в том, чтобы человек провел в стенах ТЦ как можно больше времени. Ориентироваться в торговых центрах подчас непросто — в этом и состоит задумка: чем дольше посетители блуждают в поисках того, что им было изначально нужно, тем выше шанс, что они потратят больше денег на импульсивные покупки.

Например, кинотеатры почти всегда располагаются на верхних этажах, чтобы посетители по дороге в кино заглянули в магазины. Под развлекательную зону в крупных центрах отводится целый этаж, как правило, последний. Нужно это для того, чтобы усилить привлекательность второго и последующих этажей, где находятся торговые точки. Эскалаторы располагаются как можно дальше друг от друга, чтобы максимально удлинить путь до следующего этажа. В итоге путь от первого этажа до последнего скорее напоминает круговой лабиринт, а у посетителей нет возможности попасть от входа до кинотеатра напрямую.  

         

Фото: Global Look Press/Andrey Arkusha

Торговые лабиринты придуманы создателем первого молла Виктором Грюном еще в 1950-х годах. Но с тех пор этот психологический прием не потерял своей эффективности. У человека, слегка дезориентированного в пространстве, снижается скорость передвижения, а заодно срабатывает бессознательная реакция — он забывает, ради чего пришел в торговый центр. Недорогие точки общепита в торговых центрах строятся таким образом, чтобы столы располагались как можно ближе друг к другу. Делается это не из-за экономии пространства, а чтобы посетители не засиживались и, закончив с обедом, возвращались к покупкам.

Место для строительства торгового центра выбирается так, чтобы он находился в наиболее оживленной части города. При этом зачастую забитая парковка создает трудности для проезда спецтехники в случае ЧП. И это не единственный инструмент ученых от торговли, который противоречит правилам безопасности.  

Как должно быть и как есть

Система пожарной безопасности крупного объекта включает в себя несколько составляющих: систему автоматизированной пожарной сигнализации (САПС), систему пожаротушения, систему удаления дыма и систему управления автоматическими системами, которая отвечает за отключение лифтов с раскрытием дверей. Каждая из них самодостаточна, но они должны работать по заранее заданному алгоритму, поясняет руководитель проектов систем безопасности Сергей Победоносцев.

           

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

«Основной является САПС, которая включает в себя дымовые, тепловые или комбинированные датчики. Они реагируют на резкое повышение температуры и задымление. Устройство подает сигнал о том, что произошла нештатная ситуация, на контрольную панель, которая по заранее заданному алгоритму включает систему оповещения», — рассказывает Победоносцев.

После того как заработала сигнализация, в здании отключается система подачи воздуха и начинает работать система дымоудаления: воздухозаборные зонты откачивают дым и выводят его из здания. По закону все эти технические устройства должны быть вмонтированы в каждом без исключения торговом и бизнес-центре, любом месте, где число посетителей превышает 50 человек. Кроме того, согласно нормам, помещения торгово-развлекательных центров должны обрабатываться химическими составами, которые предотвращают горение, а залы и сцены изготовлены из трудновоспламеняющихся материалов.

Но на пожарной безопасности собственники пытаются сэкономить и отказываются от дополнительных затрат еще на этапе проектирования.

«Устанавливают только необходимый минимум для прохождения главгосэкспертизы, а потом дают совершенно другую противопожарную нагрузку. Хотя по всем нормам собственник помещения обязан уведомить все структуры об изменении планировки. Очень часто здания строятся под одну планировку, а потом образуются лабиринты из магазинчиков и ларьков. От первоначального плана эвакуации остается только бумага, которая никого ни к чему не обязывает. Если под перепланировку проводить новый план эвакуации — это дополнительные расходы», — добавляет специалист.

             

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

То есть на бумаге число посетителей торгового центра закладывается в очень приблизительных числах. Реальные могут быть в десятки раз выше. Но противопожарная нагрузка и проходимость объекта строятся именно на приблизительных расчетах.

Еще одна статья экономии — на этапе обслуживания систем безопасности. В идеале каждый торговый центр должен проходить техобслуживание по трем регламентам: ежемесячно, ежеквартально и дважды в год проводить противопожарные учения. Но инвесторы и застройщики не заинтересованы в том, чтобы терять прибыль из-за перерывов.

«Нужно как минимум день потратить на эти мероприятия, а сутки простоя — это финансовые потери. Проводится это всё на бумаге, а затем показывается контролирующим органам. А то, что этого не было, — второстепенно», — рассказывает Победоносцев.

Единственное, на что не скупятся воротилы — это на страховку от пожара. 

Знали о проблеме и скрывали?

Не стоит исключать и человеческий фактор: охранники, которые работают в ТЦ, не обучены поведению в чрезвычайных ситуациях. Они выполняют функции сторожа и зачастую работают без лицензий. В первую очередь они будут спасать собственные жизни, а не тех, кто находится в опасности.

Так, по предварительным данным следствия, сотрудник ЧОПа в кемеровском ТРК собственноручно отключил систему оповещения, сработавшую автоматически.

           

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В этой связи любопытен тот факт, что в середине февраля автоматика уже срабатывала в злополучной «Зимней вишне». Сообщение об эвакуации людей из торгового центра опубликовало региональное издание sibdepo.ru 14 февраля текущего года. В этот день посетители и сотрудники были эвакуированы (онлайн-журнал приводит фото эвакуации) после срабатывания пожарной сигнализации.

«После этого охрана всех попросила покинуть ТРК. В итоге эвакуировались не только продавцы, но и посетители», — рассказывает собеседник издания.    

Журналисты связались с ГУ МЧС по Кемеровской области, где им сообщили, что никаких сигналов о пожаре в «Зимней вишне» не поступало. Далее издание приводит слова сотрудника ТЦ, который объяснил эвакуацию тренировкой. В свете трагедии напрашиваются выводы о том, что персонал мог тогда лукавить и речь шла вовсе не о тренировке. Дело в том, что при учениях всегда присутствуют сотрудники МЧС, а на месте тренировки находится их техника.

Если версия следователей о коротком замыкании в сети подтвердится, то можно предположить, что проблема с проводкой была и раньше. Просто о предыдущих фактах могли умолчать, чтобы избежать проверок и простоя.

Оборотная сторона оптимизации

Еще несколько лет назад контроль за противопожарным состоянием был более пристальным. Но такое внимание к бизнесу со стороны контролирующих структур было расценено как коррупционный фактор. К тому же начались мероприятия по оптимизации сотрудников госпожнадзора.

           

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Если раньше инспектор имел право прийти с проверкой в любое время и при наличии нарушений закрыть объект на срок до 90 дней, то теперь под личиной «давления на малый бизнес» их полномочия значительно сократили.

«В результате у нас почти не осталось сотрудников, которые бы следили за противопожарным состоянием объектов. Зачем держать противопожарного инспектора, если можно сократить штатную единицу и сэкономить 50 тыс. рублей в месяц? Когда к власти приходят «эффективные» менеджеры, которым главное — сэкономить лишний рубль, они даже не задумываются, что своими действиями ставят под угрозу не только чужое имущество, но и жизни других людей. Ими движет только сиюминутная выгода», — отмечает Победоносцев.

 

Читайте также
Прямой эфир