Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

100 лет Михайловской оперы

Кузница музыкального авангарда отметила вековой юбилей гала-концертом
0
Фото: пресс-служба Михайловского театра
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Один из главных музыкальных театров страны — Санкт-Петербургский Михайловский — отпраздновал 100-летие оперной труппы. Во второй век творческой деятельности Михайловская опера вступила с напутствием президента России. В своем приветствии Владимир Путин отметил «блестящую плеяду артистов и музыкантов, дирижеров и режиссеров, наставников и педагогов, которые за прошедшие десятилетия своим талантом и трудом внесли уникальный вклад в развитие нашей культуры».

Слова президента зачитал со сцены губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко — и пообещал, что город будет всемерно поддерживать любимый театр. В свою очередь, худрук Михайловского Владимир Кехман заверил, что коллектив и впредь сохранит высокие художественные кондиции.

Далее настал черед подтверждать слова делом, и, к чести артистов, эти субстанции у них не разошлись. Автором идеи гала-концерта с участием оркестра, хора, солистов, приглашенных звезд и ветеранов в лице народных артистов Нины Романовой и Сергея Лейферкуса стал дирижер Владимир Юровский. За 3,5 часа ему и коллегам удалось рассказать историю многочисленных михайловских побед и эпизодических поражений, причем довольны остались как знатоки-меломаны, так и простые любители оперы.

Для первых были представлены достижения в области музыкального авангарда (театр многие годы имел репутацию экспериментальной площадки), для вторых — популярные арии, в том числе из оперетт Оффенбаха и Легара, полузабытой ныне страницы репертуара. Объединяющим комплиментом для всей публики стал искрометный фокстрот из оперы Эрнста Кшенека «Прыжок через тень», первого конструктивистского опыта михайловцев.

Масштабные сцены из знаковых спектаклей, а это исключительно мировые премьеры, Владимир Юровский приберег в качестве кульминаций. Архивным приветом прозвучала сцена «Игорный дом» из «Пиковой дамы» в постановке Всеволода Мейерхольда (Герман — солист Большого театра Роман Муравицкий). Как известно, великий реформатор перекомпоновал оперу Чайковского, выведя на первый план страсть Германа к картам. Так что финалом стала не мольба героя о прощении, а сакраментальные: «Тройка, семерка, туз...».

После этой весьма спорной сцены последовало бесспорное признание в любви народному артисту РСФСР Сергею Слонимскому. В заглавных партиях его знаменитых опер «Виринея» и «Мария Стюарт» блеснули солистки театра Татьяна Рягузова и Мария Литке, не менее ярко поддержанные хористами. 85-летний композитор был свидетелем их успеха, а накануне лично прошел с исполнителями подводные рифы своих партитур.

В числе мировых премьер театра в 1920–1930-е годы оказались и обе оперы Дмитрия Шостаковича. В том, что молодой композитор создал шедевры, ценность которых со временем только возрастает, присутствующие смогли убедиться, послушав фрагменты из «Носа» и «Леди Макбет Мценского уезда». Особенно повезло поклонникам авангардистского «Носа» — опера не ставилась в Петербурге без малого 20 лет.

«Война и мир» Сергея Прокофьева до недавних пор шла в соразмерном ей по масштабам Мариинском театре, но впервые эпопея по мотивам романа Льва Толстого была представлена в Михайловском. Именно главный дирижер Михайловского Самуил Самосуд попросил композитора написать знаменитый вальс Наташи, ныне самый популярный фрагмент монументального сочинения. Созданная на его основе картина «Бал у екатерининского вельможи» с участием Аиды Гарифуллиной поставила яркую точку в почти четырехчасовом концертном марафоне.

Помимо музыки зрители в этот вечер получили множество интереснейших сведений из театральной жизни Петербурга. Задник, полускрытый расположившимся на сцене оркестром и хористами, украшало фотопанно с меняющимися снимками будней театра и лицами его сотрудников. Под колосниками разместили внушительный экран, на котором демонстрировалась фотохроника.

Когда запас кадров, приуроченных к конкретному событию иссякал, экран не гас, но крупным планом демонстрировал дирижирующего Владимира Юровского и музицирующих участников. В обычном концерте такой ход выглядел бы надуманным (зачем отвлекать от музыки?), но в контексте юбилейного торжества оказался на своем месте. Театр — это прежде всего люди, и нынешних продолжателей оперной славы Михайловского не грех знать в лицо.

 

Читайте также
Прямой эфир