Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

Билет в будущее

Ректор РГСУ Наталья Починок — о требованиях времени к технологиям профориентации
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В ближайшем будущем нас ждет повсеместный легкий доступ в интернет, жизнь в постоянно меняющемся цифровом мире (современные сервисы, онлайн-образование, телемедицина), создание творческих команд и проектных групп, способных решить любую задачу.

Но мы прекрасно понимаем пакет проблем, с которыми сталкиваемся при подготовке к этому Завтра. И речь даже не о том, что мы должны в короткие сроки выстроить инновационную систему образования, которая учит не только и не столько навыкам, сколько искусству их обретения, постоянного и самостоятельного переобучения в стремительно меняющемся мире профессий. Это задача сложная, но вполне решаемая. Мы уже несколько лет назад на всех факультетах ввели курс «мягких навыков» (soft skills — навыки эффективного мышления, коммуникации, управления), и это дает отличный эффект.

Ключевая «заноза» для быстрого и эффективного скачка в цифровое изменчивое «завтра», как ни странно, в другом: в технологиях профориентации. В традиционном обществе у детей и молодежи есть четкое представление о существующих профессиях. Они присутствуют в книгах, фильмах и рассказах учителей, и каждый молодой человек имеет достаточно информации и времени, чтобы определиться с выбором.

Но сегодня профессиональный мир меняется практические ежедневно. Старые профессии умирают или трансформируются до неузнаваемости. Новые рождаются и существуют подчас в безвестности, потому что о них не знают ни школьники, ни студенты, ни преподаватели. Или знают, но не понимают суть, условия работы, требования, предъявляемые профессией к человеку. Например, в университеты приходит всё больше абитуриентов, которые хотят быть журналистами, но мало кто из них может сказать: «Я хочу быть контент-менеджером или smm-специалистом». А ведь современная журналистика всё больше уходит в область социальных сетей и медиа, и умелые профессионалы в этой области нужны всё больше и больше. И так практически во всех областях.

Проблема еще и в том, что традиционные формы профориентации в этих «текучих» условиях не работают либо работают неэффективно. Книги, фильмы, рассказы учителей в школе и психологические тесты просто не успевают зафиксировать и донести образ постоянно обновляющегося мира профессий. Нужны принципиально новые подходы к профориентации. Иначе мы рискуем получить огромную пропасть между поколением профессионалов и поколением, которое только выбирает профессию.

Один из основных механизмов преодоления этого разрыва — повсеместное введение и развитие института наставничества. В современном мире единственным источником информации о профессиях могут быть только сами представители этих профессий.

Происходить это может в самых разных формах. Проектные центры при школах, где с детьми будут работать представители наиболее успешных в своих отраслях компаний. Программа «Билет в Будущее», где самые способные ребята пробуют себя в будущей профессии в лучших компаниях страны. Детские технопарки, «Сириусы», «Кванториумы», которые постепенно становятся островками технологий будущего для детей и школьников. Базовые кафедры на производстве, которые забирают часть учебной нагрузки вуза и учат студентов не общим знаниям и навыкам, а тонкостям современных технологий.

Кадровый резерв для этого есть. В нашей стране 16 млн ветеранов труда, накопивших огромный профессиональный опыт. Да и молодежи, недавно пришедшей в профессию и активно осваивающей самые новые технологии, тоже есть чем поделиться. Наставник из мира профессий служит для молодого человека не только источником информации, но и проводником, ментором, помогающим сориентироваться и принять правильное решение. Кроме того, он должен быть источником нравственной стороны профессии, этического кодекса профессионала. И вот эту функцию невозможно заменить никакой обезличенной информацией, поступающей из других источников.

Автор — ректор Российского государственного социального университета

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир