Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

«Мы хотим разрушить стереотипы о Сибири»

Скрипач Вадим Репин — о публике в русской глубинке, отношении к званиям и роли мамы в воспитании музыканта
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Новосибирске стартовал V Транссибирский арт-фестиваль. В программе азиатской части смотра также концерты в Красноярске, Бердске, Искитиме, Тогучине и других городах. Среди звездных участников — дирижер Кент Нагано, композитор София Губайдулина, скрипач Гидон Кремер, баритон Томас Квастхофф и, конечно, основатель фестиваля скрипач Вадим Репин. О том, как сделать Сибирь центром музыкального мира, прославленный музыкант рассказал «Известиям».

— Транссибирский фестиваль проводится в пятый раз. Можно ли уже подвести какие-то итоги?

— Всё только начинается. Самым легким, конечно, был первый фестиваль, потому что всё было в новинку. Каждый раз становится только сложнее. С другой стороны, азарт в течение года разгорается. Последнюю пару лет не было дня, чтобы какую-то часть времени я не посвящал фестивальным задачам, проблемам, идеям.

Сегодня фестиваль разросся. Это приятно и здорово. Кроме того, в этом году у нас будет пять мировых премьер, тогда как в первые годы звучало одно, максимум два новых произведения.

Развивается и образовательное направление. Началось всё с импровизированных мастер-классов, когда мы просили наших звездных гостей провести какое-то время с молодежью. Теперь это превратилось в практически круглогодичную программу: в Новосибирск приезжают именитые профессора даже вне фестивального времени, проводят там недели, передают свой опыт.

Это необходимо, чтобы студенты не просто зарядились энергией, а сделали реальный профессиональный скачок. За один мастер-класс невозможно изменить студента, а когда изо дня в день идет настоящая работа, есть огромные шансы, что к концу программы молодой музыкант выйдет на новый профессиональный уровень.

— Образовательная программа охватывает только Сибирь?

— Да. В этом году мы второй раз проводим эксперимент: курсы для молодежи из общеобразовательных школ (проект называется Trans-Siberian TONALi Tour. — «Известия»). Со старшеклассниками проводятся занятия по маркетингу, организации концертов, креативу в сфере классической музыки. В итоге представители четырех школ примут участие в соревновании — кто сможет большее количество публики привлечь на свои концерты.

Раньше мы делали это с музыкальными школами и увидели, какие интересные идеи рождаются у ребят. По итогам проходила дискуссия, где дети делились своими впечатлениями. И, признаюсь, мы многому у них научились. Поэтому было решено распространить задумку и на обычные школы.

— Какие у вас впечатления от современных подростков? Чем они отличаются от подростков времен вашего становления?

— Мне сложно сравнивать, потому что мое обучение было слишком закрытым, круг общения был намного уже, чем у современных школьников (Вадим Репин учился в Новосибирской специальной музыкальной школе. — «Известия»). Но могу сказать, что влияние новых технологий на подростков, конечно, огромно. Я смотрю на свою дочь — насколько она быстрее развивается, насколько дальше идут ее мысли! Скорость мышления, анализа у современных детей, мне кажется, куда стремительнее.

— Однако нынешних подростков часто упрекают в том, что они менее глубокие, образованные, интересующиеся. Не согласны?

— Всегда есть более интеллигентные, образованные ребята и есть — менее. Это зависит от семьи, причем в большей степени, чем от школы. Если в семье есть интеллигентность, которая передается уже на генном уровне, у ребенка это в любом случае будет. Если нет, то понадобится помощь извне. И если человек окажется в «оболочке» высокого искусства, тогда уже его дети впитают эту культуру через него.

— Юрий Башмет любит повторять фразу своего педагога: «Мне нужны не талантливые дети, а талантливые родители». На ваш взгляд, это справедливо?

— Очень справедливо. Есть, конечно, самородки, которые выучились в интернате. Но в моем случае мамин вклад в мое воспитание и мой характер огромен. Мне повезло, что успех у меня был в очень раннем возрасте, но это же могло меня и погубить. Когда в 12 лет получаешь премии на международных конкурсах, где принимают участие 17-18-летние, крыша может реально поехать. Мамина заслуга в том, что она слепила из меня человека без излишнего нарциссизма.

— У вас были моменты, когда появлялась звездная болезнь?

— Безусловно.

— И что делали родители?

— Брали меня в «ежовые рукавицы». Но тут еще важны действия педагога. Мой учитель Захар Нухимович Брон всегда старался сделать так, чтобы каждый из его учеников прыгнул выше головы. И когда понимаешь, что пока не можешь сделать тех или иных вещей в своей профессии, забываешь о звездности и пытаешься заниматься делом.

— В программе фестиваля есть концерт под названием «Маме!». Почему такое название?

— Это сольный концерт. В Новосибирске мой последний сольный концерт был, наверное, лет 30 назад. Несмотря на фестивальные программы, я выхожу играть либо с оркестром, либо с ансамблями. А у моей мамы была мечта, чтобы я, наконец, в родном Новосибирске дал сольник. Этот год для нее юбилейный — ей исполнится 70. И я подумал, что это замечательная идея — сделать такой подарок. Знаю, ей будет очень приятно.

— Произведения, которые будете играть, тоже выбирали на вкус мамы?

— Мама любит всё, что я играю. Я, в свою очередь, не исполняю произведений, которые меня не приводят в восторг. Надеюсь, ее восприятие будет таким же.

— В рамках фестиваля вы выступите в таких провинциальных городах, о существовании которых большинство людей даже не знает.

— Я и сам о них не знал. Мы специально такие ищем. Каждый раз выбираем новые точки на карте. Однажды приехали в городок, где от рояля остался только силуэт, а помещение лишь с натяжкой можно было назвать концертным залом. Мы пообещали приехать в следующем году, только если ситуация изменится. И действительно, к следующему фестивалю они сделали новый зал, обзавелись прекрасным инструментом. В общем, все остались в выигрыше.

— Как публика в глубинке слушает музыку?

— Слушают фантастически — так, как и должны слушать настоящие ценители музыкального искусства. Вообще публика в этих местах — всегда откровение для нас. Поэтому артисты, несмотря на их статус, с большой радостью туда едут, хотя есть транспортные трудности.

Думаю, одна из миссий фестиваля — устраивать концерты в глубинке. Иначе у жителей таких городов просто не будет шанса послушать выдающихся исполнителей. Если до Новосибирска добираться, например, 300 км, для людей зачастую это непосильно.

— Насколько доступны билеты в этих городах? 

— Они очень доступны. Этот вопрос мы решаем с каждой конкретной концертной организацией. Им, конечно, виднее, поскольку они ведут сезон и знают, какие цены приемлемы. Но наша политика заключается в том, что все деньги с продажи билетов остаются на местах. Мы не забираем ни копейки. Для нас это принципиально.

— Артисты выступают бесплатно?

— У нас есть фестивальный бюджет именно для оплаты гонораров и расходов.

— Недавно был резонансный случай: билеты на московский концерт Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова продавались дороже 100 тыс. рублей. Певица узнала об этом после концерта и публично выразила возмущение.

— Я на это спокойно смотрю. Всякое может быть. У каждого из нас случаются космические гонорары, а бывает, что мы играем бесплатно, по велению души. Так же и с ценами на билеты.

Не надо забывать, что рынок диктует свои условия. К тому же, есть еще и перекупщики. И если существуют люди, которые готовы купить билет за 100 тыс., то обязательно найдутся люди, которые им эти билеты продадут.

— Каким вы видите Транссибирский фестиваль через 10 лет?

— Он должен охватывать весь земной шар. Ведь это дружеские, культурные мосты, которые нерушимы. Наши концерты проходили не только в России, но и в Японии, Великобритании, США, Франции, Бельгии, Израиле, Индии. География понемногу расширяется. В Японии в этом году будет уже третий Транссибирский фестиваль.

— Как за рубежом реагируют на название «Транссибирский»?

Когда в Японии прошел первый фестиваль, зрители в соцсетях писали: «Понятия не имеем, что такое «транссибирский», но получилось круто». Мне кажется, что имя фестиваля не только красивое, но и несет в себе идею связи Востока и Запада. И еще мы хотим разрушить стереотипы о Сибири. Там не ходят по улицам медведи, играющие на балалайках.

В Сибири — современные города, потрясающая культурная публика, замечательные оркестры. Это одна из идей, которую мы хотим донести до зрителей по всему миру. При этом, подчеркну, российский бюджет Транссибирского фестиваля ни в коем случае не используется в зарубежных концертах. Там всё проходит исключительно за счет принимающей стороны.

— За рубежом интерес к русским музыкантам растет или падает?

— Он всегда был и есть. Пойди-ка купи билет на концерт Нетребко в Париже. Хотя в данном случае русский исполнитель или нет — второй вопрос. Важна сама личность. Но есть и такие проекты, как, например, «Русские сезоны». Это потрясающая идея: представить не просто конкретных исполнителей, а российскую культуру в целом. В прошлом году «Русские сезоны» прошли в Японии, и это произвело фурор.

— Вы всенародно известны, но при этом у вас нет звания ни народного, ни заслуженного артиста. 

— Артисты, на которых идет публика и порой не купить билетов, по определению заслуженные и народные. А звание — это второй вопрос. К тому же я никогда этим не занимался. Должна быть организация, которая выдвинет артиста на звание. А я свободный художник. Даже не помню, где моя трудовая книжка лежит. Одно время она была в какой-то филармонии, а сейчас, по-моему, хранится в сейфе в офисе фестиваля. В общем, некому меня выдвинуть (смеется)

Справка «Известий»

Вадим Репин родился в Новосибирске.

Обучался игре на скрипке в Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже). В 11 лет победил в Международном конкурсе скрипачей имени Генриха Венявского в Польше, в 18 стал лауреатом Конкурса имени королевы Елизаветы в Бельгии. В его послужном списке — сольные выступления и работа с оркестрами под руководством Иегуди Менухина, Мстислава Ростроповича, Зубина Меты, Риккардо Мути, Кента Нагано, Валерия Гергиева.

 

 

Читайте также
Прямой эфир