Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Научить по-настоящему жить

Общественный деятель Диана Машкова — о том, почему для адаптации воспитанников детдомов к реальной жизни недостаточно холодильника
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Три года назад прошла реформа детдомов, и принципы жизни в сиротских учреждениях полностью поменялись. Пребывание ребенка в них постарались сделать максимально приближенным к условиям жизни в семье. Что же действительно удалось изменить? Практически во всех центрах содействия семейному воспитанию ребенка (так теперь называются детские дома) сделаны ремонты, полностью переформатировано пространство. Центры больше похожи на квартиры: стоят плиты, холодильники, столы. Дети разделены на малые группы до восьми человек, у каждой постоянный воспитатель. Но ребята по-прежнему ходят в столовую, где готовят повара, а моют посуду и убирают нянечки. Получается, что дети «наблюдают» плиту, холодильники, а при выходе из учреждения просто не знают, что с этим делать.

Вряд ли можно говорить о готовности к выходу в обычную жизнь не только в бытовом, но и в моральном плане. У большинства детдомовцев нет привязанностей, все люди для них — чужие. Тут возникают проблемы и с адаптацией в приемной семье, и в дальнейшем с созданием собственной. Чтобы социализировать этих детей, нужно не только поставить холодильник, но и обратить внимание на компетенции воспитателя. Безусловно, родителем для ребенка он стать не сможет, но очень важно, чтобы воспитатель стал значимым взрослым, авторитетом, который готов оказывать поддержку не только в рамках учреждения.  По сути это единственный взрослый, у которого есть постоянный доступ к ребенку.

Воспитателю необходимо быть эмпатичным, настроенным на сопереживание, готовым понять и поддержать ребенка в разные моменты его жизни. Относиться к сироте как личности, принимать его историю и историю семьи. Специалист должен понимать возрастные особенности, осознавать потребности детей и уметь их обеспечивать, знать, как реагировать на асоциальное поведение, принимать и работать с теми травмами, которые есть у детей. Все должны понимать, что не травмированных детей в учреждениях нет. Это ребята, потерявшие семью. И, как правило, это не единственная травма — могут быть также последствия пренебрежения нуждами, жестокого обращения и даже сексуального насилия.

Поэтому и воспитателей для работы с сиротами нужно готовить отдельно. Пока они учатся вместе с сотрудниками детсадов или школ и получают похожую подготовку. Но у ребенка, который ходит в садик, есть семья, которая даст ему основные навыки жизни дома. Задачи у воспитателя сирот совершенно иные: он должен оказать качественную и комплексную помощь, заполнить те пробелы, которые обычные люди даже не осознают.

При этом, конечно, задача номер один — не создать для ребенка имитацию семьи, а устроить в настоящую. Центр содействия семейному воспитанию должен стать не местом, где ребенок проживет до 18 лет, а потом выйдет в обычную жизнь, а пунктом временного пребывания. Главная задача сотрудников — найти и наладить отношения с биологической семьей. Если же воссоединить ребенка с кровными родственниками не получилось, тогда должны предприниматься шаги к его устройству в приемную семью.

Казалось бы, здесь задача со временем облегчается. Еще четыре года назад в детских домах было 119 тыс. воспитанников, сейчас осталось меньше 50 тыс. Если такая динамика сохранится, то через несколько лет останется 20 тыс. детей. Но уже сегодня в учреждениях остаются самые сложные категории детей. Это подростки, часто с асоциальным поведением. Это дети-инвалиды и сиблинги (большие группы братьев-сестер, которых не разлучают). То есть остаются дети, которых сложно передать в семью на воспитание. Пройдет некоторое время, и задача станет еще сложнее — в детских домах будут жить подростки с криминальным опытом, проблемами алкоголизма и наркомании. То есть дети, которые настолько асоциальны, что для обычной семьи могут быть разрушительны. И тут нам необходимо готовить особых людей, которые смогут справляться с такими сложными категориями. Чтобы эти дети смогли по-настоящему жить, а не остались на обочине жизни.

Автор — писатель, руководитель клуба «Азбука приемной семьи» благотворительного фонда «Арифметика добра»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир