Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Под знаком Страны восходящего солнца

Международный кинофестиваль в Берлине открылся с восточным акцентом
0
Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Берлинале неожиданно открылась под знаком Страны восходящего солнца, хотя мало кто (во всяком случае из отечественных критиков и комментаторов) это заметил.

Фильм открытия «Остров собак» — вторая анимационная лента Уэса Андерсона — сделан на японском материале, и в фильме звучит преимущественно японская речь, как правило, без перевода, поскольку режиссер остроумно избрал особую модель общения со зрителями — на английском систематически передается речь четвероногих, в то время как двуногие говорят каждый на своем языке без перевода. А поскольку действие этой политической притчи происходит в Японии, то язык звучит японский и в изобразительном решении преобладают дальневосточные мотивы.

Это только маленькие, хоть и ключевые части изощренной и изящной стилизации, которая разделила критиков (в том числе и у нас) на два лагеря. Причем оба лагеря едины в восторге от формального решения, но разделены в оценке замысла (в советское время сказали бы «идейно-художественного»). Поучительная история конфликта людей и собак (списанного, разумеется, с проблем мигрантов) одним кажется изящной безделушкой или даже примитивной спекуляцией, а другим — философским откровением о смысле жизни.

Мне же всё это многоголосие показалось вторичным, отдающим маньеризмом и самовлюбленностью мастера, которому в кино подвластно всё. От каждой детали получаешь огромное эстетическое наслаждение, а в результате остается ощущение пустоты. Впрочем, это определяющая черта любой формы маньеризма.

Поскольку я не пошел на церемонию открытия фестиваля, то мне впервые посчастливилось присутствовать на открытии программы «Панорама», выдержанной в деловом ключе. Кураторы этой части Берлинале — художественный руководитель, интеллектуальная дама Пас Лазаро и ее коллеги Михаэль Штюц и Андреас Штрак — люди относительно молодые и производят впечатление энтузиастов своего дела. Они не так многословны и артистичны, как Дитер Косслик, директор Берлинале, но зато точно и лаконично формулируют задачи своей части программы:

«Новые формы изобразительности и повествования воздействуют на психику. Род человеческий находится в чрезвычайном положении. Поляризация взглядов не оставляет места двусмысленности, как антиутопия или демонстрация реальной жизни. Все борются за политическую или телесную автономию. Бесконечный виртуальный мир генерирует всё новые изолированные друг от друга реальности. Фильмы Панорамы-2018 чувственны, они вселяют ощущение беспокойства, многоаспектны по формам и бескомпромиссны по методам».

Фильм открытия — японский «Конец реки» — соответствует этой образной картине. Если «японскость» фильма Андерсона — часть экзотического антуража, то мир Исао Юкисады — метафора края земли и конца света одновременно. Герои оказываются в плену у собственных эмоций и бесконечно мечутся в поиске смысла жизни, бунта, секса и насилия. Эти эмоции — своеобразный фирменный знак фестивального японского кино. Как и в случае нашей чернухи, непонятно, то ли эти черты реально порождаются современным состоянием национальной культуры «на краю света», то ли они просто наиболее востребованы фестивальными отборщиками, западной, а то и мировой аудиторией в целом. Во всех случаях акцент на Японии не случаен, хотя и не спасает от ощущения вторичности — крайности на экране не только сходятся, но и пересекаются.

 

Читайте также
Прямой эфир