Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В Израиле 18 человек задержаны по подозрению в причастности к пожарам
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Пилотов обманули датчики

Сбой в системе воздушных сигналов мог стать причиной гибели Ан-148
0
Фото: ТАСС/Наталья Дмитрак
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пилоты разбившегося самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний» в условиях облачности потеряли ориентацию в пространстве. Такую версию «Известиям» высказали несколько источников, близких к расследованию авиакатастрофы. Перед взлетом не был включен обогрев внешних датчиков, определяющих скорость лайнера, что и привело к искажению данных. У пилотов была возможность совершить аварийную посадку и спасти жизни людей. С таким выводом согласен бывший генконструктор КБ имени Антонова.

Как установила во вторник комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы Ан-148, обогрев всех трех приемников полного давления (ППД — устройства для определения скорости воздушного судна) этого самолета был выключен, что в конечном счете и привело к трагическим последствиям.

ППД конструктивно представляет собой полую трубку с отверстиями, два таких датчика расположены на носу лайнера и один в хвосте. В дождливую или снежную погоду в этих трубках иногда скапливается влага, которая при наборе большой высоты может превратиться в лед. В этом случае барометрический прибор будет неправильно регистрировать скорость набегающего потока и пилоты получат неверную информацию о параметрах движения самолета. Для предотвращения этого создана система обогрева трубок ППД.

«Предварительный анализ зарегистрированной информации, а также анализ аналогичных случаев, имевших место в прошлом, позволяют предполагать, что фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением ППД при выключенном состоянии систем их обогрева», — отмечается в официальном заявлении комиссии МАКа.

По словам источников «Известий», близких к расследованию, изучение данных параметрического самописца не выявило неисправностей в самолете. Экипаж просто забыл включить обогрев ППД. Эта процедура на Ан-148 выполняется «по памяти» (по так называемому memory list — перечню процедур, не включенных в карту полетной проверки).

Сразу после взлета лайнер вошел в зону облачности. Примерно через 2,5 минуты после взлета на высоте около 1300 м стали появляться расхождения в показаниях скорости на приборе командира экипажа и резервном. Через 25 секунд разница составляла 30 км/ч и продолжала увеличиваться. Еще примерно через 50 секунд на высоте около 2000 м экипаж в соответствии с руководством по летной эксплуатации отключил автопилот и перешел на ручной режим управления.

В следующие полторы минуты пилоты пытались понять причины происходящего. В это время самолет находился на высоте 1700–1900 м. Летчики активно работали рычагами тяги двигателей. Об этом говорят изменения вертикальной перегрузки в пределах от 0,5 до 1,5 g.

— Экипаж, скорее всего, счел, что самолет теряет скорость из-за того, что задирает нос и сваливается, — сообщил источник «Известий», знакомый с ходом расследования. — В этой ситуации у пилотов срабатывает рефлекс «отдать штурвал от себя» — опустить нос, чтобы исправить неправильное пространственное положение. Это усугубило ситуацию, самолет перешел в пикирование, из которого уже было невозможно выйти.

На Ан-148 есть специальный прибор — авиагоризонт, который работает по принципу гироскопа и показывает положение воздушного судна относительно земли. Но, по словам источника, пилоты не стали ему доверять. Они до последнего момента ориентировались только на показания скорости.

— Пилоты были уверены, что самолет теряет скорость, — предположил собеседник «Известий». — Могли сработать несколько факторов. Первый — это скоротечность событий. Второй — так называемый туннельный эффект, который возникает при дефиците времени и стрессе. И третий — непонимание всей ситуации.

При пикировании под углом 30–35 градусов в салоне самолета возникла невесомость. Примерно через семь секунд на скорости 800 км/ч лайнер врезался в землю.

С выводами источников «Известий» согласен экс-генеральный конструктор КБ имени Антонова Дмитрий Кива, под руководством которого спроектирован Ан-148. По его словам, набранные скорость и высота позволяли воздушному судну спокойно выйти из ситуации, которая совсем не была аварийной.

— Экипаж должен был перевести самолет в горизонтальный полет и начать разбираться в ситуации. Прежде всего, любой пилот знает это как «Отче наш», надо проверить, что с приемниками воздушного давления, — заявил «Известиям» Дмитрий Кива. — Если обогрев ППД действительно был не включен, это ошибка экипажа. Пилотам надо было разобраться с положением самолета, понять, идет он с набором высоты или снижается, перейти в горизонтальный полет. В данном же случае Ан-148 то снижался, то набирал высоту, то опять снижался. Похоже, в облаках пилоты не понимали, что реально происходит с судном, и «гонялись за скоростью».

Экс-командующий фронтовой авиацией ВВС России, Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик РФ, генерал-полковник Николай Антошкин рассказал «Известиям», что у экипажа всегда есть возможность определить скорость самолета.

— Если даже предположить, что все приборы одновременно отключились, то скорость можно определить по оборотам, по углам тангажа, — отметил эксперт. — Приходилось летать на менее технологичных самолетах, где почти не было современных датчиков и приборов, но удавалось выходить из похожих кризисных ситуаций.

Специалисты МАКа продолжают работу. Завершается описание места происшествия и сбор фрагментов конструкции самолета для последующих исследований.

 

Читайте также
Прямой эфир