Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Замминистра обороны России Юрий Борисов сообщил о начале опытно-боевой эксплуатации и окончании первого этапа госиспытаний истребителя пятого поколения Су-57. По словам Борисова, в 2018 году будет подписан контракт на поставку установочной партии истребителей этого типа — 12 самолетов. Портал iz.ru разобрался в состоянии программы разработки новейшего российского истребителя.

Что такое опытно-боевая эксплуатация?

Первый летный экземпляр истребителя Т-50 («фирменное» обозначение Су-57 в ОКБ Сухого) поднялся в воздух в январе 2010 года. За время, прошедшее с первого полета, построено в общей сложности 10 летных прототипов, совершивших сотни полетов на заводском аэродроме в Комсомольске-на-Амуре, на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском и в Государственном летно-испытательном центре имени Чкалова в Ахтубинске. За это время на основе рекомендаций и заключений летчиков-испытателей и инженеров в конструкцию был внесен ряд изменений, а на новый тип подготовлена группа летчиков и техников, которым предстоит передавать свой опыт уже тем, кто будет эксплуатировать самолет в частях.

Истребитель пятого поколения Су-57 перед взлетом на аэродроме в Комсомольске-на-Амуре

Фото: РИА Новости

Принятие нового истребителя в опытно-боевую эксплуатацию означает, что теперь на новой машине будут не только продолжаться испытания и доработки, но и отрабатываться тактика ее боевого применения. На этой стадии новые истребители должны поступить уже в липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава для подготовки командиров и летчиков будущих строевых полков.

Почему 12 истребителей?

12 машин позволят сформировать эскадрилью по штатному расписанию и отрабатывать взаимодействие уже в тех боевых порядках, которые, возможно, придется использовать в реальных военных конфликтах. Испытания и доработки будут продолжаться в первую очередь на ранее построенных опытных экземплярах Су-57 с последующим внедрением их результатов на серийных самолетах. В дальнейшем по результатам опытно-боевой эксплуатации будет определен окончательный облик самолетов для «большой серии».

Как появился Су-57?

Впервые работы над перспективным многоцелевым истребителем были начаты в СССР в 1980-х годах в рамках темы «И-90» (истребитель 1990-х годов). Первым самолетом, построенным в рамках этой программы, стал экспериментальный истребитель МиГ 1.44, однако из-за сокращения военных расходов после распада СССР его разработка затянулась и была в итоге прекращена. КБ Сухого создало известный экспериментальный самолет с обратной стреловидностью крыла С.37, на котором было отработано немало технических решений и концепций для истребителя пятого поколения. История собственно Су-57 начинается в 2001 году, когда ВВС России запустили проект ПАК ФА — Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Головным разработчиком проекта в 2002 году был определен комплекс «Сухой». Первые макеты нового самолета появились в 2004 году, а 29 января 2010 года начались летные испытания новой машины.

Истребители пятого поколения Су-57 во время воздушного парада на авиационном фестивале «Форсаж-2017»

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Сколько еще продлятся испытания?

Окончательно они завершатся с формированием облика и запуском в серийное производство Су-57 с двигателем «второго этапа» — так называемым изделием 30. Первый полет опытного Су-57 с новым двигателем состоялся в декабре 2017 года, и, скорее всего, его испытания займут еще 3–4 года. Предполагается, что именно истребители с двигателем второго этапа будут закупать в рамках крупномасштабного серийного производства, которое должно начаться в 2021–2022 годах.

Истребитель пятого поколения Су-57 в подмосковном Жуковском

Фото: РИА Новости/Александр Вильф

Какие варианты Су-57 могут появиться в дальнейшем?

Наиболее ожидаемый вариант — это экспортный  FGFA, создаваемый по заказу ВВС Индии. Его судьба и масштабы производства пока окончательно не определены — процесс принятия на вооружение новых образцов в вооруженных силах Индии чрезвычайно затянут и забюрократизирован. Еще одна ожидаемая модификация — перспективный палубный истребитель, создаваемый в рамках проекта ПАК КА — Перспективный авиационный комплекс корабельной авиации. Судьба этого проекта, однако, серьезно зависит от решения о строительстве нового авианосца для ВМФ России.

Чем Су-57 отличается от конкурентов и альтернативных вариантов?

Главным преимуществом нового российского истребителя является сочетание принятых для пятого поколения требований — малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость, наличие развитой информационно-управляющей системы, «встраивающей» самолет в «боевую сеть», с традиционно высокими для отечественных машин маневренными возможностями, обеспечивающими преимущество в ближнем воздушном бою. ВВС России в настоящее время закупают истребители Су-35, которые многие специалисты относят к «переходному» поколению между «4++» и «5». Эти машины не являются «невидимками», однако мало чем уступают Су-57 по возможностям бортового оборудования, позволяя осваивать новые тактические приемы и схемы боевого применения.

Американские истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35

Фото: commons.wikimedia.org

Американские истребители пятого поколения F-22, близкие к Су-57 по размерам и основным характеристикам, уступают ему по спектру решаемых задач — внутренние отсеки вооружения F-22 не позволяют размещать крупногабаритные боеприпасы «воздух–поверхность», что возможно на Су-57. Истребители F-35 лучше приспособлены для решения ударных задач, однако уступают российскому самолету пятого поколения по характеристикам, включая крейсерскую и максимальную скорость, дальность полета и боевую нагрузку.

Кто может стать покупателем Су-57?

География экспортных поставок этого истребителя вряд ли будет столь же обширной, как у его предшественников — истребителей семейства Т-10 — от Су-27 до Су-35. Помимо Индии, которая рассматривается как основной наряду с Россией покупатель этой машины, скорее всего, интерес к Су-57 проявят страны Ближнего Востока и Северной Африки — от ОАЭ до Египта и Алжира. Впрочем, учитывая турбулентность и непредсказуемость современных политических процессов, покупателями Су-57 может в перспективе оказаться и кто-то из нынешних стран НАТО — например, Турция, если отношения между ней и партнерами по блоку будут портиться и дальше. Относительно возможного интереса к новой российской машине со стороны Китая пока что-то предполагать сложно, учитывая, что Пекин ведет две собственные программы по созданию истребителей пятого поколения, хотя и в значительной мере с использованием российских технологий и систем.

 

Читайте также
Прямой эфир