Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В центре Израиля при пожарах выгорело более 2 тыс. га лесов
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Общество
В Москве и Московской области стартовала акция «Бессмертный полк на транспорте»
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Политика
Пушков назвал сделку США и Украины шагом к полуколониальному статусу Киева
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Эра Вахтангова

Народный артист России Евгений Князев — о роли великого режиссера в истории отечественного театра
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

13 февраля исполняется 135 лет со дня рождения Евгения Багратионовича Вахтангова — выдающегося педагога, талантливейшего актера и режиссера, основателя театра имени Вахтангова. Учителем Вахтангова на всю жизнь стал Константин Станиславский. Евгений Багратионович говорил: «Я ученик Станиславского, и смысл моей работы – пропагандировать и распространять учения мастера». Собственно, этим он и занимался, возглавив вначале студенческую студию, а после 3-ю студию МХАТ, которая в итоге преобразовалась в наш театр. Сейчас, благодаря художественному руководителю Римасу Туминасу и директору Кириллу Кроку мы стараемся сохранить это триединство — школа-студия-театр.

В далеком 1922 году Константин Сергеевич Станиславский со старыми мхатовцами побывал на генеральной репетиции легендарной постановки «Принцесса Турандот». С нее, по сути, начинается история Театра имени Вахтангова. После второго антракта мэтр отправился к своему ученику, который на тот момент уже был смертельно болен и не смог приехать в театр. Станиславский тогда сказал Вахтангову, что эта постановка — праздник для всего художественного театра, и признался, что гордится своим учеником. Станиславский называл его надеждой русского искусства. «Принцесса Турандот» открыла эру вахтанговского направления в российском театре. 

В юные годы я посмотрел восстановленную «Принцессу Турандот», режиссером которой выступил Рубен Симонов, и остался под большим впечатлением. А уже будучи актером, сам играл в этом спектакле в постановке Гария Черняховского. Мне кажется, должно пройти определенное время, и вполне вероятно, появится художник, который вернет этот спектакль в афишу нашего театра. Может быть, это будет Римас Владимирович — он режиссер яркой формы. У него в некотором смысле драматическое восприятие мира, при этом и сам Вахтангов ощущал пространство и свое время как трагикомедию.

Евгений Вахтангов был мудрым педагогом, воспитавшим целую плеяду прекрасных учеников. И настолько вдохновил их, что впоследствии они тоже создали много студий и театров.

Говорить о творчестве Евгения Багратионовича можно бесконечно. Он создал новые художественные принципы, в частности — направление фантастического реализма. Определить конкретные черты и особенности его творчества очень сложно, уж больно велика его художественная палитра.

Смех сквозь слезы и даже через смерть, ирония над собой, существование над образом своего персонажа, умение рождать чувство на кончике жеста, острота на языке, смех уголками глаз, эксцентрика и психологизм в одном стакане, способность быть старым и мудрым и при этом чувствовать себя молодым — всё это Вахтангов. Его стиль, создававшийся как самим мастером, так и его учениками, по-прежнему живет. Евгений Багратионович прожил всего 39 лет, но оставил после себя такое наследие, что мы пользуемся им до сих пор.

Я благодарен всем старикам-вахтанговцам, которые в свое время привили мне любовь к своей «малой родине» — Театру имени Вахтангова. Сегодня уже я в качестве ректора Щукинского института делюсь со студентами уникальной историей нашего учебного заведения. Рассказываю об основателе нашего театра и том направлении, которое он заложил. Мы как верные последователи стараемся сохранить стиль Вахтангова и развить его.

Сейчас в планах руководства театра имени Вахтангова сделать из дома во Владикавказе, где родился Евгений Багратионович, музей. К великому нашему счастью это здание до сих пор сохранилось. Правда, для этого нужна большая предварительная работа, так как дом до сих пор жилой, и прежде всего нужно расселить людей. Если это удастся и мы сможем создать там музей, я буду безмерно счастлив. В конечном итоге это тоже часть нашей главной задачи — сохранить наследие Вахтангова.

Автор — народный артист России, ректор Театрального института им. Щукина, актера Театра имени Вахтангова

 

Читайте также
Прямой эфир