Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Китай с 12 апреля увеличит пошлины на товары из США до 125%
Политика
Лавров заявил об исходящей одновременно от РФ и США идеи обмена заключенными
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил БМП-1 с боевиками ВСУ в Сумской области
Мир
Глава МИД Индии заявил о готовности сотрудничать с США по торговому соглашению
Мир
Лавров обратил внимание на желание США урегулировать конфликт на Украине
Мир
СМИ сообщили о намерении лидеров ЕС посетить Пекин в конце июля
Общество
Мошенники выманили более 10 млн рублей у ветерана ВОВ из Санкт-Петербурга
Политика
Захарова заявила об использовании Зеленского США для сделки по ископаемым
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Авто
Лукашенко предрек превосходство автопрома РФ и Белоруссии над Mercedes

Минфин накапливает валютный жирок

Экономист Сергей Хестанов — о том, почему Минфин наращивает покупки валюты на внутреннем рынке и стоит ли сейчас расходовать Фонд национального благосостояния
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минфин анонсировал планы по рекордным объемам покупки валюты для пополнения резервов в феврале 2018 года — почти 300 млрд рублей. Такая сумма неслучайна, ведь бюджет получил дополнительные доходы: фактически среднегодовая цена нефти оказалась на $13 выше заложенной в бюджет — $40 за баррель. Как всегда в таких случаях, обострилась дискуссия, что рациональнее — копить резервы в Фонде национального благосостояния или наращивать госрасходы. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы.

Есть такая народная мудрость: «С большой дубиной в темном лесу куда веселее, чем без нее». Идея создания специального фонда для накопления резервов в период хорошей конъюнктуры сырьевых (прежде всего — нефтяных) цен была впервые реализована в 2004 году. Тогда власти создали стабилизационный фонд, который пополнялся прежде всего за счет дополнительных доходов бюджета, полученных благодаря росту цен на нефть. За три года, с 2004-го по 2008-й, стабфонд вырос с $5,9 млрд до $156,8 млрд. Позднее его разделили на два фонда: Резервный и Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Во время острой фазы кризисов 2008 и 2014 годов именно интенсивное использование Резервного фонда позволило смягчить остроту кризисных явлений и, самое главное, избежать коллапса финансовой системы и банкротств крупных системообразующих компаний. Оба этих кризиса потребовали почти полного использования Резервного фонда, и с 1 января он был ликвидирован, а его остаток отправился в Фонд национального благосостояния.

Зависимость российской экономики от нефтяных цен постепенно снижается, но остается достаточно высокой: формально около трети доходов федерального бюджета — поступления от экспорта. Но это — формально. Если учитывать те отрасли, которые обслуживают нефтяников и газовиков (транспорт, связь, энергетика), и те, которые зависят от уровня экспорта (внешняя и розничная торговля), то вклад будет много выше — до 50–60%.

Зависимость от нефтяных цен сформировалась давно — с середины 1970-х годов — и определяется структурой российской экономики. Планомерная работа по ее изменению ведется, но дело это непростое и очень небыстрое. Опыт стран, которые это осуществили, говорит о том, что разумный срок составляет не менее 15 лет. И все это время Россия сохранит зависимость от нефтяных цен. А это значит, сохранится и потребность в наличии золотовалютных резервов.

С практической точки зрения это говорит о том, что во времена крупных покупок Минфина рубль может падать к доллару США. При этом у Центробанка есть собственные золотовалютные резервы, и их не стоит смешивать с Фондом национального благосостояния, которым управляет Минфин.

Примечательно, что в статистике ЦБ по международным резервам России учитываются и собственные резервы ЦБ, и валютная часть Фонда национального благосостояния. Это выглядит немного запутанным, но так уж исторически сложилось.

Призывы «вложить резервы в российскую экономику», то есть потратить их на инфраструктурные проекты внутри России, звучат с 2004 года, с момента появления стабфонда. Вряд ли их стоит рассматривать всерьез, поскольку это приведет к росту денежной массы без увеличения массы товаров. А это значит, что сразу взлетят потребительские цены. Кроме того, это вызовет обвальное падение курса национальной валюты, а также рост инфляции и безработицы на фоне обнищания населения. Все это хорошо знакомо россиянам по временам начала 1990-х годов. Вряд ли сейчас стоит повторять тот — отнюдь не позитивный — опыт и тратить деньги из ФНБ.

Автор — доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир