Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Мир
Лукашенко назвал причинами конфликта на Украине национализм и хаос в экономике
Происшествия
Пожар вспыхнул на востоке Москвы
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
СМИ сообщили об обстреле корабля береговой охраны Греции турецкими контрабандистами
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Происшествия
Мужчина пострадал при атаке беспилотника ВСУ на автомобиль в Белгородской области
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Пятеро из 11 ранее задержанных в Тунисе россиян вернулись в Москву
Мир
Более 40 человек пострадали при распылении слезоточивого газа в музее Гамбурга
Мир
Министр обороны Великобритании указал на критический момент конфликта на Украине
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

На пути к переписи

Академик Валерий Тишков — о национальном факторе в грядущей переписи населения в России
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

До всероссийской переписи населения осталось два года. Это будет третья перепись в Российской Федерации, и, как и все подобные мероприятия, это событие общегосударственное. Ибо перепись легитимизирует государство не меньше, чем конституция или охраняемые границы. Перепись — это единственная процедура, которая дает самый полный ответ на такие вопросы, как динамика численности населения, соотношение женщин и мужчин, возрастные категории, этноконфессиональный состав и т.д.

В нашей стране хороший опыт проведения переписей населения и есть достаточно квалифицированный государственный орган исполнительной власти — Росстат, который проводит переписи и несет главную ответственность за их качество. Но без ученых-специалистов и без тысяч волонтеров-переписчиков такую махину одним только чиновникам не осилить.

Попытки сделать побыстрее и подешевле чреваты ошибками. Вот один из вопиющих примеров: перед самой переписью 2010 года Росстат инициировал поправку к федеральному закону, которая позволяла переписчикам ограничиваться только данными паспортных столов. Ясно, что в нашей стране данные паспортистов и число реально проживающих лиц очень сильно различаются.

Этот «маневр» имел довольно серьезные последствия: от переписанных «заочно» 5,6 млн человек не удалось получить данные о национальности и родном языке. В итоге понесли урон наиболее многочисленные народы, и прежде всего русские, которые проживают главным образом в городах и не так озабочены «переписыванием своей нации» в отличие, скажем, от жителей республик или более дисциплинированных в этом смысле сельских жителей.

Значит, к 111 млн переписанных русских можно добавить еще 4 млн. В таком случае сокращение численности русских в России уже выглядит гораздо менее драматичным, а после прибавки в 2014 году еще 2 млн русских крымчан численность и доля русских в стране почти приблизилась к ситуации в момент распада СССР. Так фактически оказывается похороненным пресловутый «русский крест».

Надо сказать, что более качественная перепись 2020 года может скорректировать данные текущей статистики в лучшую сторону. Но только нужно предостеречь от некоторых проблем, связанных с подсчетом этнического состава населения. В переписи 2010 года и особенно в переписи 2002 года имели место доказанные демографами приписки к численности ряда народов. Особенно это касается так называемых титульных наций российских республик. Одержимость доказать, что «нас больше, чем было» или что «нас — большинство», эти живучие этнонационалистические установки на рост численности «своих» (конечно, за счет «чужих»), всё это достаточно хорошо известно. Но получать одобрения такие установки не должны.

Есть вопрос и со «списком народов», который образуется по итогам. Напомним, что в 1989 году их было 128, в 2002-м — 182, в 2010 году — 193. Ученые называют это «категории этнического учета», но бытовое сознание и политики воспринимают это как «народы России». Это хорошо, что в России увеличивается этническое многообразие ее народа. Конституция, законы, стратегические документы, госпрограммы и правительственные органы обеспечивают поддержку этнокультурного развития народов и одновременно утверждают межэтническое согласие и единство российского народа как полиэтничной гражданской нации. Но здесь назрели коррективы.

Сразу скажу, что все российские народы являются коренными, то есть исторически проживают в России на протяжении поколений и даже столетий. По переписи 2010 года 41 этническая общность имела численность более 100 тыс. человек каждая, и вместе они составляют 99% всего населения страны. А вот на остальные полторы сотни народов приходится только 1% населения! Среди них находится более 40 коренных малочисленных народов (КМН), на которые распространяется особый закон, ибо они в своей значительной части ведут традиционный образ жизни (оленеводство, морской и рыбный промысел, охота), проживая в трудной природной среде Сибири, Севера и Дальнего Востока. Хотя в этот список пытаются попасть и некоторые другие малочисленные группы, представители которых проживают главным образом в городской среде Крыма, большого Сочи и других мест. На наш взгляд, не следует из сугубо политической конъюнктуры потакать активистам этих групп в стремлении лоббировать включение их в список КМН, выхолащивая тем самым суть самого федерального закона через получение незаслуженных преференций.

А кто же составляет еще почти сотню названий, которые выделает перепись, и нет ли здесь своих вопросов? Одна группа — это российские граждане – выходцы из зарубежных государств, которых насчитывается около трех десятков. Каждый «народ» в этой группе насчитывает от 2–3 до 1,5 тыс. человек: это американцы (1572 чел.), британцы (950 чел.), боснийцы (256 чел.), французы (1475), японцы (888 чел.) и т.д. Вопрос следующий: если не менее 200 тыс. россиян, проживающих в Соединенном Королевстве, не считаются «народом Великобритании», то почему проживающие по разным городам (главным образом в Москве) британцы — это народ России? И почему тогда мы не показываем в этой же категории нигерийцев, эфиопов и других выходцев из африканских и азиатских стран? Так что вопрос есть. Хотя лучший ответ на него — это помещать все эти ответы в переписную категорию «другие национальности», в которую в 2010 года попали 67 тыс. человек. А вот родных для Сахалина 200 айнов из этой категории можно перевести в число коренных малочисленных народов России.

Спорную проблему представляет и такая группа «народов России», которую после переписи 2002 года по нашему предложению стали выделять со всеми данными, но только в качестве «подгруппы». Это позволило решить проблему сложной этнической принадлежности, дать возможность появиться в переписи тем, самоназвание которых до этого относили к варианту названия другого народа и под которым их и записывали переписчики: бессермян записывали в удмуртов, кряшен в татар, поморов и казаков в русских. Нужно дать возможность самому человеку определить двойную этническую принадлежность.

Все эти предложения направлены не на сокращение числа народов России, а на установление более четких принципов категоризации населения по этническому самосознанию, включая и право на указание сложной национальности. Для России, где около 15% семей имеют смешанный этнический состав, это давно назревший вопрос. А всего-то и дело за добавлением дополнительной пустой строки.

Автор — научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик РАН, этнолог, социальный антрополог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир