Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минэкономразвития (МЭР) намерено внести поправки в законопроект Минфина и Центробанка о регулировании «Цифровых финансовых активов». Речь идет о токенах, криптовалютах и их майнинге. Ведомство рассчитывает добиться снижения ограничений на оборот цифровых денег. Также МЭР предложит ввести налоговые послабления для стартапов и инновационных компаний. Кроме того, министерство хочет допустить к этой деятельности в России иностранцев. Об этом в интервью «Известиям» рассказал замминистра экономического развития Савва Шипов.

— Законопроект «О цифровых финансовых активах» только опубликовали. В правительстве и в Госдуме в него будут вносить изменения. Какие поправки будет предлагать Минэкономразвития?

— Вопрос регулирования этой сферы очень чувствительный. Важно понимать, что мы не создаем новую сущность. Мы описываем регулирование уже действующих процессов и стараемся их легализовать. И здесь главная задача — не создать дополнительных препятствий.

Этот законопроект должен решить поставленную президентом задачу по регулированию криптовалют. В нем действительно нашли отражения основные вопросы. В документе дается определение как участникам цифровых процессов, так и инструментам.

Однако не все понятия прописаны достаточно четко. Приведу пример. В законопроекте дается определение цифровых финансовых активов, одним из которых является криптовалюта. Но при этом нет такого комплексного понятия, как виртуальная валюта. Не проведены различия между виртуальной и национальной валютой, электронными деньгами и цифровой валютой. Отсутствует классификация видов криптовалют, токенов. А их определения не отражают технологическую и правовую сущность этих явлений. Они нечетко разграничены.

Нужно сделать закон прозрачным и удобным. Каждый человек должен понимать, на что он имеет право и какие требования предъявляются к нему. В этой части мы будем предлагать поправки в законопроект.

           

Фото: REUTERS/Jemima Kelly

— Насколько исчерпывающие требования к майнерам криптовалют?

— Законопроект относит майнинг к предпринимательской деятельности. Какой-либо другой детализации предъявляемых требований нет. Например, не хватает сведений о регистрации хозяйствующих субъектов, осуществляющих майнинг, определения порядка их налогообложения. Также мы бы предложили рассмотреть варианты смягчения условий. Например, для стартапов или других бизнес-сообществ, разрабатывающих инновационные платформы для работы с виртуальной валютой и токенами.

Следует обратить внимание на мировой опыт. Так, например, в Японии к бизнесу, работающему с криптовалютами, предъявляются требования по минимальному обязательному резервному фонду и депозитарию (участник рынка, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг. — «Известия»). А также к разделению собственных финансовых средств лица и средств клиентов. В Нью-Йорке есть требования к обеспечению экстренного резервного копирования, созданию инфраструктуры, которая в случае наступления рисков обеспечила бы бесперебойное оказание услуг по обороту криптовалют и токенов.

То есть важно понять, какие условия предлагаются за рубежом. И выстроить наше законодательство таким образом, чтобы работа в России была финансово привлекательна и позволяла расти экономике страны.

— Законопроект определяет особенности выпуска токенов. Как вы оцениваете описанные в документе процедуры и требования для работы участников этого рынка?

— Законопроект регламентирует процедуру выпуска токенов и определяет в ней два основных этапа. Первый — опубликование оферты инвестиционного меморандума и других документов эмитентом токенов в интернете. Второй — заключение договора для продажи и оплаты токенов их приобретателями. Таким образом, мы имеем базу, с которой можно работать. Однако не до конца ясно, каким образом будет происходить оборот токенов после их приобретения.

В заложенной законопроектом модели оборотоспособность цифровых финансовых активов ограничена. Подобная законодательная мера недостаточно проработана. Она лишает токены как финансовые инструменты инвестиционной привлекательности и обесценивает их выпуск. В силу того, что запрещаются любые другие сделки, направленные на перепродажу приобретенного токена, инвестор не может реализовать свое вложение. Кроме того, цена инструмента практически не меняется с течением времени, поскольку отсутствует устойчивый рынок спроса и предложения на токен.

            

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

— Что вы предлагаете изменить в правилах оборота токенов?

— Мы будем предлагать, чтобы на него распространялись и действующие сейчас законы. Речь прежде всего о законодательстве в сфере регулирования банковской деятельности. Также на оборот токенов должны распространяться законы о бухгалтерском учете, об обороте ценных бумаг и о противодействии легализации средств, полученных преступным путем.

В законопроекте есть ряд пунктов, которые при его доработке лучше было бы исключить или отнести на другой уровень регулирования. Можно вынести на подзаконный уровень требование об обязательной передаче документов о выпуске токенов на хранение депозитарию. Также можно вынести на другой уровень требования о необходимости подписывать электронные договоры только электронной подписью. Например, этот вопрос может контролироваться законами о договорах, заключаемых в электронной форме.

— В действующей редакции законопроекта майнерами и приобретателями токенов в России могут быть только наши граждане. Не считаете ли вы необходимым разрешить это делать и иностранцам?

— В этом вопросе, на наш взгляд, не может быть границ. Виртуальная валюта, выпуск, продажа токенов и всё, что связано с этим, — процессы, происходящие на трансграничном уровне. Здесь национальная юрисдикция тесно связана с международным законодательством и мировыми трендами. Участниками сделок могут и должны быть не только граждане России и резиденты, но и иностранные граждане и юрлица.

В законопроекте есть ограничение для людей, которые не имеют статуса квалифицированных инвесторов. В рамках одного выпуска они могут приобрести токены на сумму не более 50 тыс. рублей. Необходимо понять, целесообразно ли применять это ограничение ко всем участникам процесса, в том числе к нерезидентам. Мы должны так сформировать наше законодательство, чтобы не создавать барьеры и чтобы все заинтересованные участники рынка могли работать с цифровыми активами.

           

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

— Какие еще дополнения вы будете предлагать в законопроект?

— Это можно будет понять, только проведя обсуждение ключевых моментов. Нужно обсудить ответственность за несоблюдение нового закона, процедуру рассмотрения жалоб и споров. В том числе их возможное досудебное разрешение.

Также необходимо прописать, какие требования должны предъявляться к тем, кто занимается бизнесом в сфере майнинга и криптовалют. В частности, как они должны отчитываться о соблюдении правил по предотвращению отмывания денег, финансирования терроризма и преступности. Эти вопросы должны найти отражение в законодательстве.

 

Читайте также
Прямой эфир