Госдума усилит работу с правительством и Счетной палатой


Усилить парламентский контроль и расширить сферу его применения планирует Госдума. В частности, всем комитетам придется более активно взаимодействовать со Счетной палатой (СП) и учитывать ее заключения на законопроекты при подготовке поправок. Чаще приходить в думу будут и представители кабмина — отчитываться о работе по постановлениям ГД и заключениям Счетной палаты. Соответствующие поправки в регламент Госдума обсудит 20 декабря, рассказала «Известиям» глава комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова («Единая Россия»). Эксперты оценивают нововведения в целом положительно, но указывают на необходимость на практике соблюдать принимаемые нормы.
Активно взаимодействовать со Счетной палатой теперь будет не только комитет по бюджету, у которого уже сложилась успешная практика в этой сфере, но и остальные комитеты Госдумы. Речь идет о более предметном участии представителей ведомства в законотворческом процессе на всех его этапах. Экспертная оценка СП будет учитываться в обязательном порядке, рассказала «Известиям» Ольга Савастьянова.
— В течение года Госдума работала над тем, чтобы принимаемые законы были выверенными и отвечали проблемам, которые волнуют людей, а принимаемые решения исполнялись, причем исполнялись качественно. Этими целями мы руководствовались и в работе над поправками, — пояснила она.
Как следует из поправок в регламент (текст есть в распоряжении «Известий»), приглашенные министры в своих докладах на правительственных часах должны будут обязательно сообщить, как министерство учитывает результаты проверок СП по эффективности расходования бюджетных средств в отрасли. Представители СП будут участвовать и в рассмотрении законопроектов, затрагивающих сферу их деятельности, — еще на стадии работы в комитетах. При этом комитеты будут обязаны направлять им для рассмотрения таблицы поправок к законопроектам, по которым СП давала заключения, и впоследствии учитывать предложения по доработке. Такой же порядок устанавливается и для работы над проектами госпрограмм. При рассмотрении законопроекта на пленарном заседании Госдумы должна быть обязательно озвучена позиция СП, а если она не совпадает с решением комитета, представитель Счетной палаты получит право выступить самостоятельно.
Часть поправок касается взаимодействия с правительством: Госдума хочет знать, как кабмин реализует ее постановления в адрес того или иного ведомства. Для этого будут приглашать министров и глав федеральных агентств, а их выступления могут отдельным пунктом включаться в порядок работы пленарного заседания либо информация будет рассматриваться в рамках правительственных часов. Также этот вопрос будет введен в общий перечень тем для ежегодного отчета правительства в ГД о результатах своей деятельности.
Внесение изменений в регламент сделает совместную работу Госдумы и СП более эффективной, заявили «Известиям» в пресс-службе Счетной палаты. Аудиторы приводят статистику: в 2016 году на основании постановлений и поручений ГД, обращений и запросов комитетов, комиссий и депутатов СП провела 36 проверок, рассмотрела более 2 тыс. проектов нормативных правовых актов и подготовила свыше тысячи заключений, а также писем с замечаниями и предложениями. Поступившие в палату проекты законов касались, в частности, бюджетного процесса, законодательства о налогах и сборах, госзакупок, земельного и лесного законодательства, а также социального обеспечения граждан и ратификации международных договоров.
Поправки не реформаторские, но это еще один шаг на пути к усилению политического веса думы, считает доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман.
— Счетную палату все воспринимают как некую разновидность КРУ президента по бюджетным вопросам, тогда как на самом деле она формируется пополам думой и Советом Федерации, и ее председатель назначается думой. Пока до того, чтобы использовать СП как орган парламентского контроля за исполнением бюджета (каковым она и является по Конституции), далеко. Но мысли парламента движутся явно в этом направлении, — заявила она «Известиям», добавив, что поправки носят «статусный» характер.
У депутатского корпуса в целом есть запрос на усиление своей роли в отношениях с исполнительной властью, отметил директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов.
— Этими поправками депутаты как раз стремятся расширить элементы подотчетности министерств Госдуме и повысить статус представителей министерств на заседаниях комитетов, очевидно, уже задумываясь о формате взаимодействия с новым составом правительства, которое появится в мае. Многие ожидают, что кабинет министров сильно обновится, и будущим министрам и статс-секретарям придется выстраивать работу с Госдумой уже по этим новым правилам, — пояснил он.
В свою очередь, усиливая экспертную роль Счетной палаты в повседневном законотворческом процессе и в работе комитетов с министерствами, депутаты укрепляют и влияние Госдумы, подчеркнул Александр Пожалов. Однако главный вопрос, по его мнению, состоит в том, удастся ли нижней палате добиться выполнения новых норм на постоянной основе.