Следующий экипаж впервые в истории долетит к МКС за три часа
Между Землей и Международной космической станцией (МКС) заработает «экспресс-такси». Со следующего года российские пилотируемые корабли смогут доставлять экипажи на орбиту за три часа — в два раза быстрее, чем сейчас. Космонавтам придется меньше времени проводить в ограниченном объеме капсулы. Первым таким кораблем может стать «Союз МС-08», запуск которого запланирован на март 2018 года. Окончательное решение о его полете по сверхкороткому маршруту будет принято после проведения испытаний на грузовом корабле «Прогресс» в феврале.
Как рассказали «Известиям» в Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», следующий «грузовик» «Прогресс МС-08» отправится к МКС в феврале 2018 года по сверхкороткой трехчасовой схеме. Если его полет пройдет гладко, пилотируемый «Союз» с новым экипажем также отправится к станции по новому маршруту.
— Одного тестового запуска достаточно, — рассказал «Известиям» генеральный конструктор пилотируемых программ, первый заместитель гендиректора РКК «Энергия» Евгений Микрин. — Надо просто проверить новую схему, и можно будет сразу переходить к ее использованию на пилотируемых кораблях — уже с мартовского пуска.
Планируется, что «Союз МС-08» стартует к МКС 15 марта.
По словам руководителя полета российского сегмента МКС, космонавта Владимира Соловьева, если во время миссии «Прогресса» возникнут замечания, тестовые испытания на грузовых кораблях продолжатся до тех пор, пока новая схема не будет отработана.
Сокращение времени полета сделает его более комфортным. Сейчас длительность путешествия к МКС составляет шесть часов или двое суток. Это зависит от баллистических условий в день старта. При этом даже при шестичасовом полете рабочий день экипажа длится 16 часов. Космонавтов будят за 8 часов до старта, а после прибытия на МКС экипаж 1,5–2 часа ожидает открытия люка (идет выравнивание давления и проверка герметичности стыковки). Практически всё это время космонавты проводят в скафандрах в небольшом объеме космического корабля.
Первоначально новую сверхбыструю схему полета предполагалось протестировать еще в октябре 2017 года на грузовом корабле «Прогресс МС-07». Но тогда за полминуты до старта в ракете «Союз-2.1а» отключился бортовой компьютер. Автоматика прервала подготовку к пуску. Причиной отключения компьютера стала программная ошибка, допущенная специалистами НПО автоматики. Старт провели только на следующий день, но условия уже не подходили для короткого маршрута, поэтому корабль летел к МКС двое суток.
Шестичасовая схема полета впервые была опробована в 2012 году на грузовом корабле «Прогресс М-16М». В 2013 году ее испытали при запуске корабля «Союз». До этого в течение почти 30 лет использовалась только двухсуточная схема. Она была выбрана еще во время строительства орбитальной станции «Мир», а в дальнейшем использована и для МКС.
— Новая схема позволяет снизить нагрузку на пилотов. Лучше встретить негативные эффекты невесомости, такие как тошнота или головокружение, уже на станции, а не в маленьком корабле, где, кроме тебя, сидят еще два человека, — рассказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Особенно это важно для космических туристов. Они не проходят усиленный курс тренировок и часто в первые дни жалуются на физические неудобства.
Полеты к МКС совершают российские, американские и японские космические корабли. Японские HTV дбираются до станции несколько дней, американские Dragon и Cygnus – двое суток. Все они грузовые, экипажи на МКС доставляют только российские «Союзы».