Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Крейс, Хант, Попова: новые имена российского кино

Молодые кинематографисты — о дебютных фильмах, любимых актерах и планах на будущее
0
Фото: Каро
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уходящий год внес новые краски в палитру молодого отечественного кино. На престижных фестивальных площадках России и Европы были награждены фильмы режиссеров-дебютантов Александра Ханта («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»), Ольги Поповой («Девушка с косой»), Ани Крейс («Нашла коса на камень»). О трудностях и радостях вхождения в профессию начинающие кинематографисты рассказали обозревателям «Известий».

— Начнем с анкетных данных. Ольга — дочь кинорежиссеров Сергея Попова и Веры Сторожевой. Аня и Александр, как следует из пресс-релизов, при рождении были записаны как Круглова и Евсеев. Что заставило вас, придя в режиссуру, взять другие фамилии, и не давил ли на вас, Ольга, груз фамилии известной?

Александр Хант: Мне просто нравится сочетание этих букв. А мой родной город — Ханты-Мансийск.

Аня Крейс: В немецкой киношколе, где я училась, с трудом выговаривали мою русскую фамилию. Пришлось переиначить ее для местного употребления. Крейс — по-русски «круг».

Ольга Попова: Думаю, что сложности и волнения были не у меня, а у продюсеров, одним из которых была моя мама. Я не позволяла ей даже в монитор смотреть в момент съемок. И должна сказать, что мама не стремилась давить на меня, так что во время работы над фильмом я была самостоятельной и чувствовала себя комфортно.

— Почему вы решили снять именно эти истории?

А. К.: Всех персонажей я взяла из своей семьи. Мама — это мама Вера, тетя — это тетя Аля, братьев зовут, как моих двоюродных братьев. Получилась документальная основа, которая приобрела форму гротеска, некой фантазийности и преобразовалась в сценарий. Немецкий подход к авторскому кино, скорее, европейский: они считают, что нужно копать в себе. Поэтому во время обучения даются задания написать воспоминания о семье, матери, детстве. Они это называют «откуда течет кровь».

А. Х.: Поначалу я хотел снять совсем другой фильм. В 2012-м закончил ВГИК, и в течение года мы со сценаристом Михаилом Хурановым написали сценарий. Не совсем простая тема — действие разворачивалось в тюрьме. В течение двух лет ходили по разным продюсерам и в итоге так и не смогли найти хоть какую-то поддержку. Федор Попов (гендиректор ООО «ВГИК-Дебют». — «Известия») спросил, есть ли у меня сценарий, чтобы подать в Министерство культуры. Я ему дал наш, а он альтернативно предложил сценарий Алексея Бородачёва про Витьку Чеснока. Я понял, что это сценарий, за который я точно берусь, а мой ждет своего часа.

О. П.: Нас со сценаристом Викторией Бугаевой привлекла идея снять фильм об одном дне, 31 декабря. Что может происходить в последний день уходящего года, как могут переплетаться жизни порой незнакомых людей. Но не хотелось бы подробнее рассказывать о фильме. Иначе пропадет эффект комедии. (Смеется.)

— Одна из главных проблем начинающего режиссера — поиск средств на дебютный фильм. Поделитесь, пожалуйста, своей «финансовой» эпопеей.

А. К.: «Нашла коса на камень» — это дипломный проект, даже дебютом я бы его не назвала. Просто студенческая работа. Деньги нашла в Германии, в фонде федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия, который финансирует дипломные фильмы. Часть бюджета, кстати, у меня уже была. Когда поступаешь в немецкую киношколу, у тебя есть на счету 7 тыс. евро. Ты их вправе использовать на три проекта: две курсовые и дипломную. 5 тыс. у меня осталось от этой суммы, я их прибавила к этому проекту. У меня был оператор — наш русскоговорящий студент. У него было 2 тыс. В итоге мы набрали 25 тыс. евро — общий бюджет фильма. Школа предоставила бесплатный постпродакшн уже на своей базе.

А. Х.: В 2015 году со сценарием Алексея Бородачёва мы вышли на питчинг Министерства культуры. Сумму не заявляли, получили 25 млн рублей, в них и уложился бюджет фильма. В шорт-листе питчинга было 36 заявок, а поддержаны были только два дебюта. Это очень мало. Государство должно прежде всего поддерживать авторское кино.

О. П.: Продюсеры проекта подали заявку в Министерство культуры на финансирование фильма в 2016 году. И тут, конечно, повезло, что это совпало с объявленным Годом кино и решением увеличить число дебютных фильмов. К моему счастью, наша заявка была утверждена. Мы получили из Минкультуры 70% бюджета картины, 30% — продюсерские деньги, в сумме около 38 млн рублей. Самых больших трат требовала парковка съемочного транспорта. Нам еще повезло, что съемки в Москве начались 3 января, из-за праздников не было пробок и даже какие-то парковки оказались бесплатными.

— «Девушка с косой» выходит в прокат 14 декабря. «Витька Чеснок» уже был в прокате. Довольны результатом, Александр?

А. Х.: Пока прокат не закончился, но на данный момент мы собрали 5 млн рублей. Это негусто. Но деньги в любом случае невозвратные. Очевидно, что даже не очень хорошие блокбастеры продавливают рекламой, а это дебютное кино, и ставки, что оно заработает, нет. Хотя был бы у нас хоть какой-то бюджет на прокат, поддержка рекламой на телевидении, хотя бы несколько баннеров в городах, мы бы, конечно, заработали лучше, отбили бы картину точно. Мы, насколько могли, распространяли информацию в социальных сетях, но этого было недостаточно.

— У вас, Аня, проката еще не было. Как считаете, окупилась бы в России ваша картина?

А. К.: €25 тыс. — сумма небольшая, для фильма практически ничего (в пересчете на курс рубля приблизительно 1,74 млн рублей. — «Известия»). Но, насколько я знаю, в России очень многое зависит от правильного пиара.

— «Лешка Чеснок» и «Нашла коса на камень» — совершенно разное кино, но криминализации сюжета оба фильма не избежали. Это обязательное условие, чтобы картину смотрели?

А. К.: Я об этом не думала. В основу моего сценария легла история, рассказанная Сергеем Бодровым в документальном фильме о том, как снимали «Брат 2». Бодров получил письмо от женщины, которая пишет, что приезжает сын, а у него украли мотоцикл: «Данила, приезжай и разберись». Я подумала, что можно затравку взять и преобразовать.

А. Х.: Думаю, наш зритель сам хочет, чтобы с экранов что-то острое прозвучало. У нас всё время сглаживают углы, темы обходят хитро и гладко. На экране не видишь острого конфликта, столкновения, чего-то такого, что бы сработало на зрителя. Я считаю, что кино должно заниматься острыми темами.

— Во время показов ваших фильмов на 25-м фестивале российского кино в Онфлере показалось, что зрители достаточно равнодушны к этой тематике. Хотя, возможно, дело в том, что зрители — французы.

А. Х.: Да, какие-то нюансы, моменты они не восприняли. Наша публика гораздо эмоциональнее воспринимает. Наш зритель чувствует и тему, и тонкости. Хотя после показа много от французов услышал положительных слов. Проблематика в фильме строится вокруг конфликта отца и сына. И эта история иностранной публикой очень легко считывается.

А. К.: Я показывала фильм в Германии — реакция очень схожа с реакцией французского зрителя, за исключением того, что французы по-особому реагируют на шутки с едой. А так абсолютно на тех же моментах смеются, боятся. В России реакция зависит от поколения. Поколение постарше редко смеется. Думаю, они вспоминают 1990-е, и им совсем не смешно. Те, кому между тридцатью и сорока, уже могут смотреть этот фильм с иронией. А молодежь сразу же проводит аналогии с «Южным парком», комиксами, мультиками, какие-то гиньоли находит.

Значимости всем трем картинам добавили статусные актеры. У ваc, Александр, в одной из главных ролей снялся Алексей Серебряков, в эпизоде — Андрей Смирнов. У Ани — Ксения Кутепова. Ольга задействовала звездный состав: Александра Урсуляк, Виктор Добронравов, Федор Добронравов, Нина Дворжецкая. Как удалось договориться с такими мастерами?

А. Х.: Думаю, что актеры откликались прежде всего на сценарий. Все они мне говорили (и я тоже это понимаю), что и диалоги, и структура драматургическая там на месте. Хорошее притягивает хорошее. Все снимались за свои деньги. А Серебряков — у него было 15 или 16 съемочных дней — бесплатно. Мы бы не потянули его ставку. Он сделал нам шаг навстречу.

А. К.: У нас были абсолютно одинаковые условия для всех актеров. 50 долларов в день, также мы оплачивали дорогу, проживание и трехразовое питание. Если честно, мало кто соглашался. Ксении я случайно написала на Facebook, она прочитала. Ей просто понравилось, и она сказала: «Я поеду». Как я поняла, просто удачно попали. Она обычно играет немного возвышенные роли, но, наверное, душа актера все-таки истосковалась по ружью. (Смеется.) У ее героини — золотой зуб. Она сказала: «Когда я прочитала про золотой зуб, поняла, что это — мое».

По моим наблюдениям, чем актер опытнее, тем проще он общается. В случае с Ксенией, мне кажется, мы даже поменялись местами, потому что я ей «накидывала» именно актерские вещи. Она сразу сказала: «Я жизни в провинции не знаю, не могу говорить «чо», «шо ли». У нее очень правильная речь в отличие от той, которая мне была нужна. Я ей фишечки «накидывала», а она глобальные вопросы режиссерских целей и задач с собой принесла. В общем, повезло.

О. П.: Для меня уже было наградой работать с такими актерами. Ведь именно через них зритель видит, чувствует фильм. Я пригласила в свой дебют тех, кто обладал особым чувством юмора. От актеров зависело многое, прежде всего, получится ли у меня снять комедию. В фильме актеры играли супружеские пары, и мне было принципиально важно, чтобы они все общались еще до съемочного периода, поговорили за чаем. Мы понимали друг друга, и потому в фильме есть тональность, которая и была нужна мне.

— Что собираетесь дальше снимать? И где будете искать финансирование?

А. К.: У меня лежат 117 страниц сценария об абортированных зародышах. Жанр — сатира, но на примере мистического триллера. Россия, 1996 год. Наверное, фильм почернее и пострашнее «Косы» будет, но и повеселее в то же время.

Финансирование буду искать везде. В России хотелось бы с российскими продюсерами работать. Копродукцию можно организовать, я как выпускница немецкой киношколы имею право подать на любой грант. Но опять же, чтобы сделать копродукцию, нужно найти сначала российского продюсера.

О. П.: Со своими сокурсниками по американской киношколе думаю над одним проектом, но пока непонятные отношения между Россией и Америкой, сложно что-то планировать. Тем более что мешают визовые проблемы. Сложности в этом вопросе возникли с обеих сторон…

А. Х.: Я уже в запуске с новой картиной. Финансирует Фонд кино. Мне предложили сценарий остросюжетной комедии. Сейчас вносим последнюю редакцию, и, надеюсь, уже скоро начнется кастинг. А история про тюрьму до сих пор ждет своего часа. (Смеется.)

Справка «Известий»

Аня Крейс (Круглова) родилась в 1988 году. Окончила факультет романо-германской филологии Ивановского госуниверситета и Высшую художественную медиашколу в Кельне (Kunsthochschule für Medien). Режиссерский, сценарный и продюсерский дебют Ани Крейс «Нашла коса на камень» удостоен наград фестивалей в Омске и Онфлере.

Ольга Попова родилась в 1988 году. Окончила ВГИК, училась в Школе киноискусств (School of Cinematic Arts) при Университете Южной Калифорнии (США). Снималась в фильмах «Настройщик», «Путешествие с домашними животными», «Скоро весна», «Последняя сказка Риты», «9 дней и одно утро». На фестивале «Окно в Европу» (Выборг) режиссерский дебют Ольги Поповой «Девушка с косой» получил награду «за лучший актерский ансамбль».

Александр Хант (Евсеев) родился в 1985 году. Окончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения и ВГИК. Его режиссерский дебют «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» получил ряд престижных призов, в том числе на кинофестивалях в Карловых Варах (Чехия), Выборге, Онфлере (Франция).

 

Читайте также
Прямой эфир