Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Общество
В Иркутской области подозреваемый в убийстве фельдшера арестован на два месяца
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Русский музей открыл двери американцам

Выставки Сьюзан Сворц и Эдварда Беккермана представляют современное искусство США
0
Фото: Пресс-служба Русского музея
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Русский музей распахнул двери своих дворцов современному американскому искусству. В Мраморном дворце открылась выставка «Личный путь» Сьюзан Сворц, в Строгановском — «Рай» Эдварда Беккермана. Судя по картинам, оба художника сторонятся моды, трендов и прямого обращения к действительности. Однако импульсы творчества берут из самой жизни, что и наделяет их работы дополнительным объемом.

Живопись Сьюзан Сворц балансирует на грани абстракционизма и пейзажа. Издалека кажется, что это абсолютно беспредметное искусство, воздействующее не опознаваемыми образами, а цветом и еще текстурой поверхности: на некоторых картинах краска наложена грубо, чтобы виден был рельеф, иные же отличаются многослойностью. Но подходишь ближе — глаз различает контуры одуванчиков, цветов или лесных крон. Обратно тому, что происходит с Айвазовским: издалека зрение собирает мазки и брызги в морскую волну, а приблизишься — и фрагмент полотна, взятый сверхкрупным планом, кажется абстракцией.

— В начале своего пути я, может, и подходила к живописи рационально, но сейчас доверяю только своей душе, — рассказала «Известиям» Сьюзан Сворц. — Пишу сердцем, вдохновляясь природой. Когда-то я серьезно заболела, это было связано с плохой экологией, и болезнь изменила меня как художника. Раньше я тоже изображала природу, но вырисовывая образы — цветы, фазанов, колибри; но потом стала использовать широкие кисти, мастихин, и это позволило двигаться от конкретного к беспредметному.

Эдвард Беккерман, художник русского происхождения, устремляется за пределы видимого мира, выражая инобытие, но в узнаваемых образах. На выставке «Рай» представлена серия магических цветов, портреты разных существ, образующие отдельный космос.

— Эти работы опираются на опыт символизма, экзистенциализма, но можно вспомнить и «Цветы зла» Бодлера, — пояснил «Известиям» куратор Антон Успенский, сотрудник отдела новейших течений Русского музея. — Темы и персонажи Беккермана составляют образ преддверия рая и его хранителей, порой весьма агрессивных.

Картины Беккермана расположены так, чтобы зритель двигался от созерцания волшебных цветов и крылатых светящихся созданий к ужасу перед «жестким сюром» — «ангелами»-хранителями с огромными когтистыми лапами, покрытыми чешуей и коростой, и прочими мутантами. Если бы не заглавие выставки, можно было подумать, что она предполагает спуск из высшей сферы в низшую, «сошествие во ад».

Конечно, Беккерман размывает грань между красотой и уродством: «Когда я был молод и красив» — называется портрет 1990-х, а мы видим человекоподобную фигуру, с которой будто сняли кожу. Но дело еще и в том, что, создавая свое мироздание, художник исходит не из христианской, а скорее из буддистской традиции, где надмирные существа яростны и почти монструозны.

Автопортрет конца 1990-х «Это я», написанный, по признанию художника, во время глубокой депрессии, своей внутренней силой заставляет остановиться. Перед зрителем какой-то Страшила из «Волшебника из Страны Оз»; круглые вибрирующие мазки создают иллюзию рыхлого лица. Образ смутно бередит детскую память, заставляя шевелиться загнанные внутрь страхи и травмы.

Какие-то портреты кажутся воспоминанием о сумеречных чудовищах Гойи, какие-то — авторской иллюстрацией романов Стивена Кинга, откликом на жанр ужасов в массовой культуре.

Можно только порадоваться, что у петербургской публики появилась возможность открыть для себя двух интересных американских художников (хотя у Беккермана уже была персональная экспозиция в том же Русском музее в 1994 году). Но, помимо эстетических аспектов, на эти выставки можно взглянуть и в дипломатическом свете. Красноречив сам факт участия в открытии вернисажа Сворц Михаила Швыдкого, Герхарда Шредера и нового посла США в России Джона Хантсмана. Отношения держав могут быть обострены, но искусство по-прежнему — мост между народами.

 

Читайте также
Прямой эфир