Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

«Летатлин» долетел до Москвы

Легендарный махолет Владимира Татлина вошел в постоянную экспозицию Третьяковской галереи
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Постоянная экспозиция Третьяковки на Крымском Валу пополнилась знаковым экспонатом: легендарным махолетом «Летатлин». Его построил в 1929–1932 годах Владимир Татлин — один из родоначальников конструктивизма, автор знаменитых контррельефов и проекта Башни III Интернационала. Он с юности грезил о создании устройства для индивидуального полета на мышечной тяге. «Долететь до мечты» не удалось, но зато получился уникальный арт-объект, который теперь отреставрировали и представили в окружении других работ авангардиста.

Татлин с учениками создали три экземпляра махолета. Инженеры отнеслись к проекту скептически: «Летатлины» не летали и летать не могли — бесперспективность попыток сконструировать подобные аппараты была доказана еще до Татлина. А коллеги художника упрекали его, наоборот, в чрезмерной «технологичности» затеи — мол, это не произведение искусства, а утилитарное сооружение. В итоге ни выставочная, ни тем более «летная» карьера у «чудо-птиц» не сложилась.

После единственной экспозиции в 1932 году аппараты разошлись по различным хранилищам — у себя в мастерской Татлин держать их не мог. В конечном счете первые два «Летатлина» оказались утрачены и только третий — с существенными повреждениями — сохранился. До недавних пор он экспонировался в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино. Там же была проведена его первая реставрация — еще в 1960-х годах. Теперь из поселка Московской области заново отреставрированный «Летатлин» переместился в столицу и распахнул крылья в Новой Третьяковке.

В стенах галереи искусства XX–XXI веков «Летатлин» воспринимается, конечно, не как инженерное изобретение, а как художественная фантазия — шедевр вне времени. Столь созвучная раннесоветскому идеализму мечта — преодолеть человеческим усилием земное притяжение — воплотилась в обтекаемой форме корпуса, вдохновленной не угловатым конструктивизмом, но скорее природной прихотливостью модерна. И вместе с тем при взгляде на крылья аппарата представляешь себе каких-нибудь доисторических птеродактилей, а то и мифических драконов.

Правое крыло «Летатлина» лишено тканевого покрытия — и это одна из главных загадок экспоната. Ирина Пронина, научный сотрудник Третьяковки и куратор проекта, рассказала «Известиям», что именно в таком виде он оказался после первой реставрации — то ли покрытие левого крыла было утрачено еще раньше, его просто «переодели» в новую ткань, то ли в Монино махолет поступил вовсе без обтяжки и советские мастера решили обшить лишь его часть.

Так или иначе, при новой реставрации было решено не только сохранить все старые материалы (и 1930-х, и 1960-х годов), но и оставить скелет правого крыла «обнаженным». Поэтому зрители могут в деталях изучить жесткий каркас его конструкции. Но больше восхищает, конечно, не техническая изобретательность авторов, а художественная сила образа: кажется, что это не рукотворное произведение XX века, а ископаемый артефакт.

И теперь зал с контррельефами Татлина, где под крышей поселился «Летатлин», начал «звучать» по-новому. Объемные кубические композиции на стенах воспринимаются уже не как формалистические эксперименты, но как часть того мифа, эстетической утопии, которую всю жизнь создавал Татлин. А ярчайшее воплощение этого — многострадальный махолет вкупе с Башней III Интернационала, встречающей посетителей Новой Третьяковки в фойе второго этажа. Только если Башня и контррельефы были воссозданы уже в наши дни, то «Летатлин» долетел до нас в оригинале. Хочется верить, что его полет будет долгим. 

 

Читайте также
Прямой эфир