«Мы видим новые рынки»
Холдинг «Технодинамика» — одно из немногих промышленных объединений в мире, занимающееся производством сложных авиационных систем. Это шасси, бортовые электросистемы, вспомогательные силовые установки и блоки кислородного питания. Без этих изделий ни один летательный аппарат не поднимется в воздух. О том, что такое «более электрический самолет» и как бороться с «серым» рынком авиазапчастей, «Известиям» рассказал генеральный директор «Технодинамики» Игорь Насенков.
— В чем основные компетенции холдинга «Технодинамика»?
— Холдинг сконцентрирован на разработках и производстве сложнейших, можно сказать, жизненно важных авиационных систем и агрегатов. Производим и успешно реализуем вспомогательные силовые установки, шасси, системы управления закрылками воздушного судна, генераторы стабильной и нестабильной частоты, блоки регулирования, защиты и управления, преобразователи частоты.
Сейчас в наш холдинг входит 35 предприятий, это научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, серийные заводы.
— Какие перспективные проекты сегодня реализует или планирует реализовать «Технодинамика»?
— В тренде — концепция так называемого «более электрического самолета» (БЭС). По сути, это аппарат ближайшего будущего. По нашему замыслу он должен быть более эффективным за счет повышения КПД и интеллектуального управления распределением энергии, экологичным благодаря снижению уровня шума и экономичным за счет уменьшения массы и габаритов ряда систем и агрегатов и связанного с этим сокращения удельного расхода топлива.
Первые результаты работ в этом направлении уже есть. Так, на МАКСе мы показывали электрическое колесо-шасси. По сути это мотор-колесо, с помощью которого самолет может самостоятельно двигаться по перрону аэродрома, в том числе задним ходом и разворачиваться на месте. Это совершенно другое энергопотребление, другой вес агрегатов, и, как следствие, заметное снижение расходов. При этом не нужен аэродромный тягач — буксировка за счет электрического привода колеса.
Мы совместно с Минпромторгом прорабатываем вопрос об организации системной опытно-конструкторской работы по направлению «более электрического самолета». Ожидаем, что работы будут выполнены в 2018–2023 годах, если министерство поддержит нашу инициативу. В проекте «электрического самолета» мы готовы выполнить роль системного интегратора.
— Какие из авиационных систем, которые предлагает ваш холдинг, наиболее конкурентоспособны на рынке?
— Как известно, сейчас ведутся опытно-конструкторские работы по созданию самолета Ил-112В. Здесь мы уже разработали ряд агрегатов, в том числе шасси, систему перемещения закрылков, блок кислородного питания, систему электроснабжения. Это совершенно новый продукт, с высоким потенциалом. Сейчас он проходит испытания.
— Сейчас очень актуальная тема — импортозамещение. Какие работы ведутся в этом направлении?
— Я бы разделил эту тему на две части. Во-первых, это импортозамещение по военным образцам, в том числе замена продукции, которая производилась на украинских предприятиях. Во- вторых, импортозамещение по гражданскому направлению — там, где мы видим новые рынки и возможность увеличения объемов присутствия.
В области замещения иностранных комплектующих при производстве военных образцов нам заданы 63 работы. 43 из них уже выполнены, еще восемь будут завершены в этом году, остальные — в следующем.
Наши предприятия смогли оперативно освоить производство агрегатов гидравлической и топливной систем, которые ранее производились зарубежными компаниями. Мы в короткий период пополнили свой портфель целыми линейками отечественных разработок.
Если говорить об инициативном импортозамещении в гражданском сегменте, мы видим перспективы нашего участия в производстве самолетов SSJ-100 и МС-21. Сегодня здесь крайне мало отечественных комплектующих. К примеру, мы уже выиграли конкурс на разработку и серийную поставку систем противопожарной защиты для SSJ-100.
«Технодинамика» начала производить компоненты для шасси совместно с компанией Safran Landing Systems и достигла в этом определенных успехов. Кроме того, мы планируем вести работы над системами кондиционирования воздуха.
При импортозамещении мы стремимся не повторять устаревшие технологии. Работаем над тем, чтобы предложить клиентам новый качественный продукт, который сможет конкурировать с самыми перспективными зарубежными техническими решениями.
— СССР экспортировал много техники, Россия тоже в числе крупнейших поставщиков. Вы модернизируете ранее поставленные машины?
— Задача модернизации такой авиационной техники решается разработчиком воздушного судна. Если модернизация затрагивает наши системы, то есть когда заказчик заинтересован в новом шасси, кислородном оборудовании или других системах, то, конечно, мы участвуем в этой работе.
Сегодня мы работаем с Индией, Китаем, рядом африканских стран и Ближним Востоком. В 2017 году ожидаем роста работ по линии военно-технического сотрудничества почти в два раза по сравнению с прошлым годом. В 2016-м продали напрямую иностранным заказчикам по линии ВТС оборудования на 5,2 млрд рублей, в этом году планируем 9,5–9,7 млрд. А на 2018 год у нас запланирован рост минимум на 50%.
— Достаточно острый вопрос, но мы не можем его обойти — это «серый» рынок модернизации. В Ираке многие машины модернизируете не вы, были такие работы и в Сирии, в мире это распространено. Как вы будете с этим бороться?
— Существует несколько причин того, что «серый» рынок теснит лицензированных поставщиков. Во-первых, это недостаточно плотный контакт с потребителем, которому нужно поддерживать боеготовность авиационной техники. Во-вторых, «серая» компания проведет работы без гарантии результата, с использованием низкокачественных материалов и оборудования, что значительно удешевляет контракт. Искоренять это можно только за счет эффективного взаимодействия с заказчиками и своего присутствия в стране.
В холдинге мы активно выстраиваем долгосрочные отношения с потребителями, это позволяет нам адекватно оценивать потребности заказчика и оперативно их удовлетворять. На заявки нужно реагировать своевременно и обеспечивать конкурентные цены. Чем больше мы будем заниматься ремонтом и модернизацией, тем ниже будет стоимость наших работ. При этом рост культуры эксплуатации военной техники приведет к вытеснению «серого» рынка.