Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Михаил Кожухов: «Я чувствую себя сталкером»

«Клуб путешествий Михаила Кожухова» вот уже около пяти лет организовывает авторские индивидуальные и групповые путешествия по всему миру с «душой компании». О том, чем уникальны путешествия с «Клубом», что именно привлекает в них людей и как путешествовать «правильно», — в интервью с основателем клуба Михаилом Кожуховым
0
Фото из личного архива
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Как и почему возникла идея создания «Клуба путешествий» с «душой компании»?

Идея создать «Клуб путешествий» возникла довольно давно, когда на телевидении выходила программа с моим участием «В поисках приключений». В то время стал накапливаться опыт поездок, возникло понимание, как путешествовать правильно. Хотелось создать некое место, где бы людям предлагались «правильные» маршруты. Так появилась туристическая компания, использующая и мой опыт, и мое имя.

Наш главный формат — поездки с «душой компании». Возможно, это не очень удачное выражение, но мы не придумали ничего лучше, поскольку назвать наши проекты «поездки со звездами» было бы не совсем правильно. Конечно, и Андрей Макаревич, и Олег Нестеров, и Михаил Козырев, и Андрей Бильжо — звезды, их все знают. Но у нас есть «души», которые не столь известны. «Путешествие с интересным человеком»? Тоже неправильно, потому что получается, что этот человек интересный, а все остальные — нет. Ну и возник такой термин — «душа компании». Это не гид: это человек, который отвечает за атмосферу, которому есть что рассказать о месте, куда едет группа, вообще о жизни. В его задачу не входит подробный рассказ об архитекторах и царях, при которых было построено то или иное здание, — для этого есть местный партнер, который отвечает еще и за логистику.

Какие качества нужны, чтобы стать «душой компании»?

Прежде всего этот человек должен быть мне симпатичен. Он должен быть осмысленным, содержательным, и, главное, у него должно быть желание встретить двенадцать незнакомых людей и поделиться с ними эмоциями, знаниями, мыслями. Он должен быть готов к этим, скажем так, душевным затратам.

Как выбираются маршруты?

Существуют какие-то традиционные туристические маршруты, которые люди привыкли выбирать для себя в первую очередь. Мы не ориентируемся на этот спрос. Когда к нам попадает новая «душа компании», мы спрашиваем: а куда ты сам хотел бы съездить? Например, к нам присоединился Олег Нестеров, лидер группы «Мегаполис». Он только что написал две книги — одну про Берлин, другую про Стокгольм. Конечно, он очень увлечен этими городами, и ему нравится этим увлечением делиться.

Ваш клуб совсем не похож на рядовое туристическое агентство. Каковы основные принципы вашей работы? И чем вы не станете заниматься никогда?

Во всех наших поездках есть так называемые форматные элементы — по смыслу они напоминают мои телевизионные программы. Это, во-первых, знакомства с местными людьми. Вернувшись из путешествия, ты должен вспоминать в первую очередь, условно говоря, не пирамиду Хеопса, а Магомета, с которым ты познакомился у пирамиды. У меня есть такой персонаж — Джейсон, который в Новой Зеландии содержит тату-салон в деревне маори. Деревня открыта для туристов до обеда, а после обеда все ее жители превращаются в обычных новозеландцев: не сохранилась, к сожалению, культура маори в ее первозданном виде. Но Джейсон — шаман. И вот мы едем с ним в горы, в место, которое он считает сакральным. Джейсон достает инструменты, имитирующие звуки природы, и общается со своими духами. И ты запоминаешь не туристическую деревню, по которой ты побродил полчаса, ты выходишь совсем на другой уровень знакомства с маори.

Еще в наших путешествиях человек приобретает новый для себя опыт: пробует сварить чурчхелу в Грузии или жевательную резинку в Мексике, впервые сесть к гончарному кругу в Дагестане. Мне кажется, что такой новый опыт очень важен, он расширяет твое представление о мире, о людях, о себе самом. И даже если это никогда потом не пригодится в практическом смысле, все равно это то, что надо привозить из путешествия.

Мы существуем окруженные интернетом, социальными сетями и, казалось бы, очень интегрированы в мир. А в действительности примета нашего времени, на мой взгляд, — это какое-то новое одиночество в толпе. Есть теория «третьего места», которая говорит о том, что у современного, успешного, активного человека есть место, где он реализует свои амбиции и профессиональные навыки, грубо говоря, зарабатывает на жизнь. Есть личное пространство. Но есть потребность еще в каком-то месте, где он может получать эмоции, находить новых собеседников, с которыми можно поделиться впечатлениями. И когда рядом оказываются примерно одинаковые по запросам и привычкам люди, срабатывает «эффект попутчика» — у нас немало примеров, когда после наших поездок люди начинают дружить, взаимодействовать, общаться. А мы этому содействуем, все больше и больше становясь клубом, объединяющим людей.

При этом мы не занимаемся пляжным пакетным отдыхом. Но если человек, отдыхая в какой-нибудь пляжной Болгарии, захочет еще и посмотреть страну, мы с радостью ему поможем.

Вообще же когда меня спрашивают, чего в нашей затее больше — миссии или бизнеса, я затрудняюсь ответить. Совершенно точно — мы хотим, чтобы путешествующих было все больше и больше, а лежащих на пляже — наоборот.

А кто с вами путешествует — одиночки, семейные пары, компании друзей? Что больше востребовано — индивидуальные туры или групповые?

Когда мы все это затевали, я был уверен, что наши услуги будут востребованы либо дружескими компаниями, либо семьями для организации индивидуальных туров. Оказалось — нет. Как раз большинство наших путешественников — люди, которые ищут групповую поездку. 99% из них, появляясь у нас, произносят одну и ту же фразу: «Я всю жизнь ездил самостоятельно и никогда в жизни не путешествовал в группе!» Говорят они это с гордостью, а мы только улыбаемся в ответ. Наши клиенты — опытные самостоятельные путешественники, которые в какой-то момент обнаружили, что их самостоятельность в действительности оборачивается потерями. И, кстати, когда мы общаемся с партнером при разработке маршрута, у нас есть обязательное требование: в нашей поездке должны быть элементы, которые человек не может организовать сам.

Например?

Например, этой весной в Мюнхене мы обедали с человеком, у которого в паспорте единственная запись, состоящая из трех слов: «Леопольд, принц Баварии». А его прадедушка, которого звали точно так же, возглавлял немецкую делегацию на переговорах о Брест-Литовском мире. Ты самостоятельно не попадешь на обед к Леопольду, принцу Баварии. Или, к примеру, та же упомянутая мной жевательная резинка, которую варят в Мексике. Ее варили еще до прихода Эрнана Кортеса и продолжают это делать. Нужно знать, где в данный момент времени находится лагерь чиклерос — сборщиков сока дерева саподилья, из которого варится резинка. То есть нужен человек, который точно знает, куда надо свернуть в лесу, чтобы дойти до их палаток. Или можно, конечно, поехать на Суматру одному. Но раффлезия, самый большой цветок в мире, цветет очень короткое время: один раз в году. И если ты хочешь его увидеть, нужно, чтобы был кто-то, кто возьмет тебя за руку и к этой раффлезии отведет, предварительно потратив много времени на ее поиски.

Вы много рассказываете о зарубежных турах, а есть ли российские?

Есть, хотя их немного. Россия у нас представлена совершенно сног­сшибательным Дагестаном. Это одно из моих самых больших потрясений последнего времени. Невероятно интересно. Такая концентрация самобытности, красоты и гостеприимства. Но, к моему большому сожалению, люди часто опасаются туда ехать. Я стараюсь эти опасения развеять: они связаны с уже давними событиями, которые к сегодняшнему дню никакого отношения не имеют. Еще мы ездим на Алтай. Как правило, летом туда едет Екатерина Рождественская, она с нами, кстати, впервые оказалась там, на родине отца. И вот уже два года подряд возит туда группы. Есть путешествие на Соловки с Андреем Бильжо: у него многое связано с этими островами. Иногда бывает зимний Байкал. Очень скоро мы объявим о новом направлении — мы его для себя называем экспедиционным. Оно будет проходить по труднодоступным местам и включать в себя элементы контролируемого экстрима. Все-таки любителей некомфортного отдыха довольно много, а интерес к Плато Путорана, к Камчатке, к Алтаю довольно высок.

У внутреннего туризма есть своя специфика, которая отличает эти путешествия от международных?

Есть. Связано это с тем, что принимающих компаний на местах крайне мало. К тому же очень часто у них представления об уровне сервиса не совпадают с ожиданиями наших путешественников. И это проблема. То есть разработать авторский маршрут по Филиппинам легче, чем по Алтаю.

Ваш флагманский проект — экспедиция на легендарном паруснике «Крузенштерн». Расскажите, как он возник?

Совершенно случайно. Когда я делал кино про первое русское кругосветное плавание, часть текстов нужно было произнести на парусном судне. Естественно, если я снимаю фильм об Иване Федоровиче Крузенштерне, то логично это делать на корабле, который носит его имя. Я подружился с барком, с его командой, и мы начали туда приглашать практикантов — так именуются наши путешественники, когда вступают на борт парусника. На «Крузенштерне» нет ни секунды свободного времени, от подъема и до ужина мы стараемся максимально включить людей в жизнь корабля. Те, кто считает, что готов участвовать в полноценных парусных авралах, поднимаются на реи и поднимают или ставят паруса. Тем, кому это некомфортно, находится работа и на палубе. Проводится и морская учеба: это, конечно, приближение к морским наукам в той степени, в которой это занимательно для человека, не собирающегося посвятить жизнь морю. Но практиканты, тем не менее, получают представление о том, чем корвет отличается от фрегата, как раньше ориентировались по звездам, учатся вязать морские узлы.

По каким маршрутам проходит плавание?

Каждый раз по разным, как правило, в северных морях. Маршрут «Крузенштерна» — дело государственное. На нем проходят практику курсанты рыболовных училищ, а мы подсаживаемся там, где это возможно... Этот корабль — какая-то совершенно удивительная территория, ни на что не похожая: благодаря уникальности парусника, которому 91 год, благодаря красоте неземной, которую он являет собой, когда распускает 3,7 тысячи квадратных метров парусов. Но главное — благодаря совершенно удивительным людям, которые там работают вопреки небольшим зарплатам и большим соблазнам, ждущим на земле. Когда автобус с нашими практикантами подъезжает к причалу, где нас ждет «Крузенштерн», я каждый раз чувствую себя сталкером: я знаю заранее, что произойдет с этими людьми дальше. Я знаю, что все они поменяют аватарки в социальных сетях — они там будут на фоне парусов. И все они будут плакать, когда мы сойдем на берег.

А сколько стран вы лично посетили в жизни? Было ли место, где вы хотели остаться жить?

Более 120 стран. Я испанист по образованию и с радостью жил бы в любой испаноговорящей стране, начиная с Испании. Мне там было бы комфортно и хорошо. Но поскольку я не готов еще выйти на пенсию и просто наслаждаться закатами, надо что-то делать. А все, что я умею делать, связано так или иначе с русским языком. И я остаюсь дома.

Бывает ли так, что отношению к жизни какого-то народа вы искренне завидуете и хотели бы перенять подобное отношение?

Очень часто. Например, ты задумываешься о том, почему о нас ходит оправданная слава людей неулыбчивых. Наверное, потому что жизнь тяжелая? Но приезжаешь в Камбоджу, где жизнь гораздо хуже, у людей нет даже шкафа, потому что туда нечего вешать, а они все равно улыбаются друг другу. Я завидую улыбчивым камбоджийцам. Я завидую грузинам, которые обладают талантом радоваться каждому даже не дню, а часу и делиться этой радостью с окружающими. Я завидую умению бразильцев праздновать и вспоминаю это каждый раз, когда вижу какой-нибудь унылый день города, проходящий у нас.

Вы упомянули, что у людей в массе существует спрос на традиционные туристические маршруты. Есть ли у вас какой-то собственный список мест, которые вы рекомендовали бы посетить по возможности в первую очередь?

Я думаю, что этот список каждый составляет сам. Любая страна, любой город может оказаться в личном перечне мест, обязательных для посещения. И факторов, влияющих на это, может быть очень много. Например, хорошая компания, вкусный ужин, симпатичный талантливый гид — а может быть, все это, вместе взятое. И кому-то может показаться скучной Исландия и раздражать толпы китайцев, которые там ходят вокруг каждого водопада, а другому не понравится Бали, где я снял больше всего программ и могу снять еще столько же. Это очень личный список.

Читайте также
Прямой эфир