Опасное сближение
Минобороны США сообщило, что над нейтральным водами Черного моря российский истребитель Су-30 «небезопасно» маневрировал возле американского патрульного самолета P-8A Poseidon. Российские военные подтвердили факт перехвата. О том, к чему порой приводит «холодная война в воздухе» — в материале Iz.ru.
Нынешний случай перехвата — абсолютно типичный. 25 ноября патрульный противолодочный самолет P-8A Poseidon двигался по направлению к границе воздушного пространства России на Черном море. Ему навстречу был выслан дежурный истребитель Су-30. После облета американской машины, как отмечают российские военные, та изменила траекторию и удалилась.
Американцы заявили, что все было немного не так: перехват длился 24 минуты, а Су-30 пролетел в непосредственной близости от противолодочника, что заставило американских пилотов резко изменить курс и привело к «очень сильной турбулентности».
Однако послевоенная история содержит многие примеры куда более трагических развязок встреч в воздухе — с применением оружия и жертвами.
Сводки с фронта
В 1950-е инциденты происходили так часто, что это можно было бы назвать необъявленной войной в воздухе. Почти каждый год советские и американские летчики устраивали стычки со стрельбой. Советские истребители регулярно атаковали американские (и не только) самолеты-разведчики, нарушавшие воздушные границы СССР.
Самолеты сбивались, часто гибли и их экипажи. Так, 8 апреля 1950 года на Балтике сбили американскую летающую лодку-разведчик PB4Y, 10 человек экипажа погибли. А в июне 1952-го над Японским морем сбили другой американский разведчик, RB-29, вместе с ним погиб и весь экипаж (12 человек).
Самое громкое событие этого периода — штурмовка 8 октября 1950 года аэродрома Сухая Речка (Приморский край) парой американских истребителей F-80 Shooting Star. Американцы, участвовавшие в Корейской войне, вылетали на задание, чтобы нанести удар по наземным целям в КНДР, но пересекли границу СССР и атаковали советский аэродром. В результате были повреждены семь советских истребителей P-63 Kingcobra (ленд-лизовских); жертв, по счастью, не было. Вашингтон принес официальные извинения.
Однако не все недоразумения кончались так хорошо. 18 ноября 1952 года над морем у мыса Гамова (там же, на границе с КНДР) случился настоящий воздушный бой. Американцы утверждают, что советские МиГ-15 атаковали самолеты с авианосца «Орискани», которые вели обычные полеты в нейтральных водах. По советской версии, четверка МиГ-15 из состава 781-го истребительного авиаполка вылетела на перехват американцев, вторгшихся в воздушное пространство СССР. Результат: 12 американских истребителей сбили три советских, один поврежденный сумел дотянуть до аэродрома.
27 июля 1953 года при перелете из Порт-Артура во Владивосток четверкой американских истребителей F-86 Sabre был сбит над территорией Китая советский транспортный самолет Ил-12. Погибли находившиеся на борту 20 военнослужащих и членов экипажа.
Наконец, 2 сентября 1958 года четверка истребителей МиГ-17 сбила американский разведчик C-130 Hercules к северо-западу от Еревана. На борту находились 17 человек, все они погибли. США, однако, признали только потерю шестерых членов экипажа, не комментируя судьбу 11 специалистов ЦРУ, находившихся на борту.
Усложняем
После того как угар военной опасности 1950-х несколько спал, воздушные инциденты становились реже, но приобретали куда более сложный характер. Регулярные «рутинные» атаки западных самолетов-разведчиков сменяются запутанными историями, по сюжетам которых можно снимать детективы или фильмы-катастрофы.
Эпизод со сбитием самолета-разведчика U-2 Фрэнсиса Пауэрса над Уралом 1 мая 1960 года вошел во все учебники. Второе удачное применение советских зенитных ракет по U-2 состоялось 27 октября 1962 года над Кубой. Атака самолета и гибель его пилота Рудольфа Андерсена дополнительно обострили и без того накаленную обстановку Карибского кризиса.
Парадоксально, но именно на эту эпоху дальнобойного управляемого оружия пришлись сразу два воздушных тарана.
28 сентября 1973 года капитан 982-го истребительного авиаполка Геннадий Елисеев вылетел на МиГ-21СМ перехватывать иранский разведчик RF-4C Phantom II, нарушивший границу с Азербайджанской ССР. Он ударил по «Фантому» ракетами, однако тот увел их на отстреленные тепловые ловушки. Пушка на МиГе заклинила (по другим данным — в спешке не была заряжена перед вылетом).
Далее версии разнятся: то ли Елисеев самостоятельно пошел на таран, то ли ему приказали это сделать с земли. Елисеев ударил «Фантом» крылом по килевому оперению. Экипаж иранского самолета (майор ВВС Ирана Мохаммед Шокухния и полковник ВВС США Джон Саундерс) катапультировался, был задержан и через пару недель выдворен за пределы СССР. МиГ-21СМ разбился в горах, Елисеев погиб. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Аналогичная история произошла в июле 1981-го, когда над Арменией заблудился аргентинский коммерческий транспортник CL-44, летевший из Израиля (через кипрскую Ларнаку) в Тегеран. Самолет был задействован в операции, позднее получившей название «Иран-Контрас»: в ней США поставляли в хомейнистский Иран запчасти к американской военной технике, а на вырученные средства финансировали партизан в Никарагуа.
Из-за несогласованности действий операторов наведения единственный перехватчик Су-15 догнал самолет уже у самой границы и не мог применять ракеты с короткой дистанции. Тогда его пилот капитан Валентин Куляпин, преднамеренно сблизившись, ударил CL-44 килем по стабилизатору (по западной версии, касание произошло случайно и позднее было выдано за намеренный таран). Аргентинская машина рухнула на территории Армении, погибли все четыре человека, находившиеся на борту. Куляпин успешно катапультировался.
А в июле 1978-го истребитель МиГ-23 отправили на перехват четырех иранских вертолетов Ch-47 Chinook, пересекших границу с Туркменской ССР и углубившихся на 15–20 км вглубь территории Союза. Первый вертолет был сбит двумя ракетами, находившиеся на борту восемь человек погибли. Второй был обстрелян из пушки, получил повреждения и совершил вынужденную посадку возле границы. Четверо членов экипажа были задержаны пограничниками. Еще две машины сумели уйти в Иран. Инцидент был аккуратно спущен на тормозах обеими сторонами: поврежденный вертолет вернули иранцам, а в Тегеране официально объявили о навигационной ошибке вертолетчиков в тумане.
«За углом»
Параллельно с этим отмечались и происшествия с советской военной авиацией за пределами воздушных границ СССР. Чаще всего это были инциденты с самолетами-разведчиками. В советской военной практике рутинный полет на разведку акватории Северной Атлантики называли «ходить за угол» (из-за огибания севера Скандинавского полустрова), позднее это определение приклеилось и к дальним вылетам в других районах.
Самолеты-разведчики СССР несколько раз гибли при таких вылетах. В 1964-м в Японском море пропал Ту-16Р майора Леонида Кожарина (на борту были пять человек). Точно так же пропал в августе 1978 года еще один Ту-16Р в Баренцевом море, его обломки позднее нашли на скалах острова Надежды. В 1968-м в Норвежском море при облете авианосца «Энтерпрайз» зацепил крылом воду и упал еще один Ту-16Р (погибли восемь человек). Схожий случай произошел в 1980 году в Японском море.
Лучше всего известен результат «взаимодействия» в воздухе при одном из таких облетов. 4 октября 1973 года еще один Ту-16Р авиации Северного флота «выпасал» в Северном море авианосец «Джон Кеннеди». Его очень плотно держала пара истребителей F-4 Phantom II — буквально на дистанции 4–6 м. В итоге один из «фантомов» задел килем обшивку фюзеляжа Ту-16Р.
Летающие гражданские, опознанные и нет
Во времена позднего СССР при резком сокращении числа стычек военных в воздухе произошло сразу несколько инцидентов с гражданскими самолетами.
20 апреля 1978 года пара Су-15 из состава 431-го истребительного авиаполка ПВО вылетела на перехват самолета, вторгшегося в воздушное пространство СССР на Кольском полуострове. Самолетом оказался лайнер Boeing 707 авиакомпании Korean Air, следовавший по маршруту Париж–Сеул с промежуточной посадкой на Аляске и отклонившийся на юг вместо полета над Гренландией. Причиной этого авиакомпания назвала ошибку в расчете экипажем магнитного склонения при пролете в районе Северного магнитного полюса.
Машина была определена с советской стороны как самолет-разведчик RC-135 и атакована ракетами «воздух-воздух». Поврежденный лайнер совершил вынужденную посадку на лед озера Корпиярви на севере Карелии. Из 109 человек, находившихся на борту, осколками ракеты был убит один из пассажиров, второй раненый умер по дороге в больницу, еще 13 человек получили легкие ранения и травмы. Случай вызвал крупный скандал в руководстве системой ПВО СССР, так как машину обнаружили уже после того, как она вторглась в советское воздушное пространство.
1 сентября 1983 года над Сахалином был атакован еще один лайнер Korean Air — Boeing 747, совершавший рейс из Нью-Йорка в Сеул. Машину опять спутали с RC-135. Самолет сильно отклонился от маршрута и дважды вторгся в воздушное пространство СССР: сперва над Камчаткой, а затем и над Сахалином. Причиной впоследствии назвали неверную настройку автопилота и то, что экипаж не проконтролировал текущие координаты на маршруте. Обстрелянная двумя ракетами с перехватчика Су-15 машина рухнула в пролив Лаперуза. На борту находились 269 человек, все они погибли.
После этих эпизодов и кадровых чисток в советской системе ПВО произошло еще одно событие, попавшее на передовицы газет. 28 мая 1987 года гражданин ФРГ Матиас Руст, вылетев на легкомоторном самолете Cessna 172 из Хельсинки, прошел над северо-западом СССР и приземлился на Красной площади. Руста от самой границы «вели» зенитные ракетные дивизионы, в воздухе в готовности к перехвату дежурили истребители, однако приказа на атаку цели так никто и не отдал — после случая 1983 года военные «дули на воду».
Ближе к делу
Некоторая разрядка в холодной войне не сильно сказалась на инцидентах в воздухе. Рутинные встречи отечественных и западных самолетов все больше становились похожи на те картинки, которые мы видим в последние годы в сообщениях пресс-служб Пентагона и Знаменки. Иногда эти «непрофессиональные и небезопасные» маневры (каждая из сторон имеет свое мнение о том, кто виновен) заканчивались неприятностями.
13 сентября 1987 года летчик 941-го истребительного авиаполка старший лейтенант Василий Цымбал на перехватчике Су-27 контролировал полет норвежского разведчика P-3 Orion над Баренцевым морем. Дальше самолеты начали опасно сближаться, причем каждая из сторон обвиняет в провокациях оппонента. В результате норвежская машина задела пропеллером законцовку одного из килей Су-27 Цымбала, лопасть винта отлетела и пробила обшивку «ориона». Обе машины сумели вернуться на базу.
16 октября 1996 года атомный ракетный крейсер «Петр Великий» находился на испытаниях в Балтийском море к западу от Лиепаи. В районе испытаний находились самолет российской морской авиации Бе-12 и пара самолетов-разведчиков ВВС Швеции (переоборудованные истребители Saab 37 Viggen). Пользуясь преимуществом в скорости и маневренности, шведы начали гоняться за неуклюжей амфибией Бе-12, имитируя атаку с выходом в хвост. Та прижалась к крейсеру, и в итоге шведские летчики «доигрались»: один из них попытался на встречных курсах проскочить в узком промежутке между Бе-12 и кораблем на малой высоте (около 50 м), не справился с управлением и рухнул в воду. Пилот погиб.
Возвращение в небо
С начала 2000-х российская авиация наращивала свою разведывательную активность. В частности, в октябре 2000 года пара самолетов (Су-24 и Су-27) демонстративно облетела американский авианосец «Китти Хок», находившийся на учениях в Японском море. Самолеты сближались с кораблем на расстояние до 60 м.
Рост активности западной авиации у границ России после 2014-го привел и к увеличению числа «перехватов», попадающих в прессу. Дежурные жалобы на «небезопасные» (а на деле — совершенно обыденные) маневры с обеих сторон отлично ложатся в контекст вязкого противостояния, которое ведут Запад и Москва.
В этой (по большей части пропагандистской) «войне» уже успели соорудить и свою мифологию — например, фантазию о том, как разведчик Су-24МР весной 2014 года якобы «выключил» на эсминце «Дональд Кук» все радиоэлектронные системы. Но эти всплески информационной войны, к счастью, не приводят к настоящим жертвам, в отличие от реальных инцидентов в воздухе.