На ВДНХ показали малоизвестные работы Казимира Малевича


В павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ открылась ретроспектива Казимира Малевича с ироничным названием «Не только «Черный квадрат». Персональная экспозиция самого дорогого отечественного художника — само по себе событие. Но проект интересен еще и нестандартной концепцией: кураторы сделали акцент на малоизвестных работах великого новатора.
Отчасти это, конечно, уловка: привезти Малевича раннего, досупрематического, и позднего, 1920–1930-х годов, куда проще и дешевле, чем собрать его хрестоматийные полотна. Все зрители хотят увидеть квадраты, прямоугольники и круги, а не портреты и пейзажи. Поэтому музеи держатся за «того самого» Малевича — особенно сейчас, когда картины революционных лет нарасхват. Но тем важнее представить ведущего деятеля советского авангарда как фигуру многогранную и сложную, лишенную той одномерности, что присуща самому известному его произведению.
Рассказ о творчестве будущего революционера в живописи начинается с небольшой картонки «Дом с верандой» (1906). Пастозными, грубоватыми мазками 28-летний художник создал осенний пейзаж — импрессионистический по цветовому решению, но лишенный той воздушности, которая присуща лучшим образцам этого направления. Куда интереснее две миниатюры 1908 года, оригинальные примеры наивного искусства, вдохновленные народным лубком.
Лубочную тематику Малевич разовьет в серии открыток 1914 года с залихватскими частушками к Первой мировой: «У союзников французов битых немцев целый кузов. А у братцев-англичан драных немцев целый чан». На выставке можно увидеть и графические эскизы художника с карандашным текстом от руки, и полноформатные цветные литографии, и сами открытки, выпущенные массовым тиражом.
Среди других раритетов, расширяющих представление о раннем творчестве Малевича, — серия гелиогравюр 1910 года. Это иллюстрации по мотивам скандального спектакля «Анатэма» Московского художественного театра. Церковь наложила запрет на «богохульную» постановку, Малевич же из чистого фрондерства создал графические изображения персонажей и сцен. Из них интереснее всего портрет главного героя: в демоническом профиле падшего ангела уже виден поиск в области взаимодействия чистых форм.
Разумеется, на выставке не обошлось и без классического, хрестоматийного Малевича. Это и «Косарь» со «Жницей» (оба полотна — 1912), и кубические холсты 1914 года — «Жизнь в большой гостинице», «Дама и рояль». И, наконец, пять супрематических композиций второй половины 1910-х. А еще — поздние портреты (Малевич тогда вернулся к реализму), прижизненные книжные издания и гипсовые архитектоны — абстрактные скульптуры, напоминающие макеты небоскребов.
«А где здесь «Черный квадрат»?» — спрашивают посетители у смотрителей. «Нет квадрата! Идите в Третьяковку!» — кричат те. Однако на самом деле «Черный квадрат» на выставке все-таки есть. Причем подлинник. Только совсем крошечный, примерно со спичечный коробок. Это рисунок, сделанный Малевичем в том же 1915 году, когда и был создан первый из четырех живописных вариантов. Художник послал листок композитору оперы «Победа над Солнцем» Михаилу Матюшину с пояснением, что изображение по этому «эскизу» фигурировало на занавесе спектакля в 1913 году.
Здесь мнения исследователей расходятся: одни считают, что квадрат действительно «дебютировал» в 1913-м, другие же (и устроители выставки в их числе) усматривают в этом мистификацию Малевича: никакого отношения к «Победе над Солнцем» работа 1915 года не имела, но художнику очень хотелось закрепить за своим «изобретением» более раннюю дату, чем на самом деле.
Из таких выразительных штрихов и складывается на выставке образ Малевича — не только великого художника, но и авантюриста, лидера, революционера во всем. И, пожалуй, символично, что сегодня его работы демонстрируются под одним из главных советских символов — скульптурой Веры Мухиной. Эпоха ушла, искусство — будь то реализм или супрематизм — осталось.