Фестиваль японского кино открыл «Клинок бессмертного»


В Москве стартовал 51-й фестиваль японского кино. Фильмом открытия стала сотая картина классика Такаси Миикэ «Клинок бессмертного». Мировая премьера ленты состоялась в этом году на Каннском фестивале, теперь ее увидели и российские киноманы.
Такаси Миикэ известен своей универсальностью: он практически единственный режиссер Страны восходящего солнца, который работает во всех жанрах — от комедий и боевиков до ужасов и драм. На этот раз Миикэ взялся за экранизацию комиксов-манга. На мангу давно обратили внимание и в Голливуде — например, в этом году выходил высокобюджетный экшн «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Миикэ же замахнулся на еще более сложный проект, соединив в своей картине традиции боевиков о ниндзя с актуальными для западного кинематографа идеями об опасности глобализации.
«Клинок бессмертного» рассказывает о самурае Мандзи, поклявшемся убить тысячу недостойных воинов, чтобы искупить гибель мужа своей сестры. Он становится телохранителем девочки Рин, чьих родителей погубил глава новой боевой школы Итто. Рин хочет отомстить, а Мандзи как раз не терпится выполнить свою кровавую миссию. И на экране возникает трогательная пара, знакомая еще по «Леону» Люка Бессона — невинное дитя и мрачный киллер, только не с пистолетом, а с катаной.
Миикэ развернулся по полной программе — на протяжении всей картины Мандзи действительно побеждает тысячу противников. Чистый экшн занимает большую часть экранного времени, причем изобретательность постановщиков поединков и массовых сцен впечатляет — каждая схватка разворачивается по-своему. Это и есть главное отличие игрового азиатского кино от голливудского — натуралистичность боев и ноль гуманизма. Если герой заявляет, что всех убьет, то можете не сомневаться — он это сделает. Никаких долгих монологов на смертном одре и прочих «красивостей», призванных оберегать тонкие чувства зрителя. Миикэ не боится, что слабонервные зрители в ужасе сбегут из зала.
По задору «Клинок бессмертного» напоминает «Убить Билла» Квентина Тарантино, да и посыл вполне универсальный для сегодняшнего мирового кинематографа — каждый герой имеет свою правду и никого нельзя назвать однозначно плохим или хорошим. Но главное, картина порадует любителей жанра характерными персонажами, мрачноватым юмором и блестящей актерской игрой. Все-таки национальный колорит в экранизациях манги о самураях ничем не заменишь.