Куда смотреть
Американский спортивный телеканал ESPN объявил, что переведет знаменитое новостное шоу SportsCenter в мессенджер Snapchat. Формат шоу — дважды в день, продолжительность — всего пять минут. Таким образом канал намерен привлечь внимание молодой аудитории, которая всё меньше времени проводит перед телеэкранами. Это общая проблема всех мировых телеканалов.
Отложенная гибель
О том, что телевидению пришел конец, заговорили 20 лет назад, когда интернет начал бурно набирать популярность. Кому нужен телевизор с его новостными программами по расписанию, когда есть сотни тысяч сайтов, предоставляющих различные точки зрения?
Когда в 2005 году появился YouTube, его сразу окрестили «могильщиком ТВ»: аналитики предрекали, что традиционное телевидение скоро уйдет в прошлое, его заменят подкасты, в которых каждый сам станет себе режиссером, продюсером и ведущим.
Однако этого не произошло. Традиционное телевидение с его сеткой вещания до сих пор так и не ушло в интернет и, судя по всему, уйдет еще нескоро. Вместо этого началась эпоха медийного разнообразия.
Однако большинство зрителей до сих пор предпочитает смотреть его в привычном формате — на телеэкране.
Старше и внимательней
Число телезрителей, как показывают исследования, постоянно растет — но главным образом за счет людей старшего возраста. Если в 2010 году средний возраст телезрителя составлял 46 лет, то в 2016 — уже 48. Причем у федеральных каналов эта тенденция еще более заметна. Средний возраст зрителя «России-1» — 57 лет, «Первого» — 53, НТВ — 56 (а ведь еще сравнительно недавно он позиционировал себя в том числе как канал для молодежи). Эти же пожилые люди дают каналам прирост времени смотрения.
С теми, кто моложе, ситуация куда хуже. По данным компании Mediascope, их процент от числа телезрителей постоянно падает: с 2008 года он снизился более чем в два раза, с 16% до 6%. Основное падение пришлось на «большую тройку» — «Первый», «Россию 1» и НТВ. Если в 2008-м численность молодежной аудитории составляла 11, 9,8 и 9,5% соответственно, то в прошлом году — 4, 2,6 и 2,8%.
Причин несколько. В первую очередь — простая демография: те, кто сейчас находится в подростковом возрасте, — дети провальных 1990-х, когда рождаемость катастрофически упала. Сейчас в России около 14 млн человек в возрасте от 10 до 19 лет — менее 10% населения. В ближайшее время ситуация начнет меняться: в возраст войдут дети «бэби-бума» 2000-х. Уже к 2027 году численность этой группы достигнет 17,7 млн и будет продолжать расти. 2025–2035-е годы вообще окажутся пиковыми по числу подростков и молодежи. Вопрос в том, чего именно эти люди захотят.
Не только развлечения
При этом нельзя сказать, что молодежь совершенно не интересуется новостями. Подростки, юноши и девушки следят за происходящим в мире. Перед тем как пойти в школу, институт, на работу, молодые люди также, как их родители, смотрят новостные программы.
Но современный образ жизни меняет сам стиль потребления медиапродукта. «Во всем мире молодежь традиционно мало смотрит телевизор, — напоминает Танаев. — Сам образ жизни молодого человека не предполагает длительного нахождения дома, у него масса других занятий. В течение дня молодым проще, дешевле и удобнее пользоваться мобильным контентом».
Есть, однако, у отечественного телевидения один серьезный недостаток, из-за которого оно вчистую проигрывает интернету. Нынешним СМИ практически нечего предложить подростку.
За детьми будущее
Есть, однако, третья важная возрастная группа — дети в возрасте от 3 до 10 лет. Еще совсем недавно социологи отмечали, что они смотрят телевизор всё меньше — но внезапно тенденция резко изменилась. Число и время просмотров стали стремительно расти. В чем же дело?
Интерес к телевизору детям вернули прежде всего каналы «Карусель» и «Мульт». Они, по сути, аккумулировали детскую аудиторию, которая уходила с центральных каналов. Через десять лет эти «дети бэби-бума» станут подростками, и о том, какую модель медиапотребления им предложить, нужно думать уже сейчас. И, по мнению экспертов, у телевидения есть хороший шанс укрепить свои позиции. Но готовиться к этому нужно уже сейчас — в первую очередь создавая компетенции в новых для себя цифровых жанрах (короткого видео, мобильных игр и др.).