Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Филиппо обвинил Каллас в стремлении начать конфликт с Россией
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Спорт
Овечкин побил рекорд НХЛ по голам за сезон среди игроков в возрасте от 30 лет
Пресс-релизы
Первая всероссийская акция «Игрушка ветерану» собрала более тысячи работ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Американский спортивный телеканал ESPN объявил, что переведет знаменитое новостное шоу SportsCenter в мессенджер Snapchat. Формат шоу — дважды в день, продолжительность — всего пять минут. Таким образом канал намерен привлечь внимание молодой аудитории, которая всё меньше времени проводит перед телеэкранами. Это общая проблема всех мировых телеканалов.

Отложенная гибель

О том, что телевидению пришел конец, заговорили 20 лет назад, когда интернет начал бурно набирать популярность. Кому нужен телевизор с его новостными программами по расписанию, когда есть сотни тысяч сайтов, предоставляющих различные точки зрения?

Когда появился YouTube, его сразу окрестили «могильщиком ТВ»

Фото: Global Look Press/ZUMA/Jaap Arriens

Когда в 2005 году появился YouTube, его сразу окрестили «могильщиком ТВ»: аналитики предрекали, что традиционное телевидение скоро уйдет в прошлое, его заменят подкасты, в которых каждый сам станет себе режиссером, продюсером и ведущим.

Однако этого не произошло. Традиционное телевидение с его сеткой вещания до сих пор так и не ушло в интернет и, судя по всему, уйдет еще нескоро. Вместо этого началась эпоха медийного разнообразия.

Автор цитаты

— Сейчас происходит значительная дифференциация медиапотребления, оно становится гораздо богаче, — утверждает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. — У людей сегодня значительно расширился выбор, и к традиционным видам медиапотребления добавились иные. Мы наблюдаем процесс медиатизации — проникновения медиа в новые возрастные и социальные группы. Сейчас происходит настоящая революция — медиатизация затягивает те демографические группы, которые раньше были вне контакта с медиа — прежде всего детей и молодежь. Интернет и мобильные устройства создали уникальную ситуацию, при которой это поколение детей и подростков по сути впервые полноценно стало активным потребителем медийного продукта.

Однако большинство зрителей до сих пор предпочитает смотреть его в привычном формате — на телеэкране.

Старше и внимательней

Число телезрителей, как показывают исследования, постоянно растет — но главным образом за счет людей старшего возраста. Если в 2010 году средний возраст телезрителя составлял 46 лет, то в 2016 — уже 48. Причем у федеральных каналов эта тенденция еще более заметна. Средний возраст зрителя «России-1» — 57 лет, «Первого» — 53, НТВ — 56 (а ведь еще сравнительно недавно он позиционировал себя в том числе как канал для молодежи). Эти же пожилые люди дают каналам прирост времени смотрения.

Cредний возраст телезрителя — 48 лет

Фото: Global Look Press/West Coast Surfer

С теми, кто моложе, ситуация куда хуже. По данным компании Mediascope, их процент от числа телезрителей постоянно падает: с 2008 года он снизился более чем в два раза, с 16% до 6%. Основное падение пришлось на «большую тройку» — «Первый», «Россию 1» и НТВ. Если в 2008-м численность молодежной аудитории составляла 11, 9,8 и 9,5% соответственно, то в прошлом году — 4, 2,6 и 2,8%.

Причин несколько. В первую очередь — простая демография: те, кто сейчас находится в подростковом возрасте, — дети провальных 1990-х, когда рождаемость катастрофически упала.  Сейчас в России около 14 млн человек в возрасте от 10 до 19 лет — менее 10% населения. В ближайшее время ситуация начнет меняться: в возраст войдут дети «бэби-бума» 2000-х. Уже к 2027 году численность этой группы достигнет 17,7 млн и будет продолжать расти. 2025–2035-е годы вообще окажутся пиковыми по числу подростков и молодежи. Вопрос в том, чего именно эти люди захотят.

Автор цитаты

— Молодежь практически не интересует политика, — утверждает Танаев. — Основной объем медиапотребления приходится на развлечения в той или иной форме: игры на всех видах устройств, фотографии и всё, что с ними происходит, и короткие видео — чем короче, тем лучше. Молодежь в соцсетях не читает политические посты — она там общается с друзьями и знакомыми, обменивается фотографиями и видео.

Не только развлечения

При этом нельзя сказать, что молодежь совершенно не интересуется новостями. Подростки, юноши и девушки следят за происходящим в мире. Перед тем как пойти в школу, институт, на работу, молодые люди также, как их родители, смотрят новостные программы.

Молодежь в течении дня предпочитает пользоваться мобильным контентом

Фото: Global Look Press/imagebroker/Jochen Tack

Но современный образ жизни меняет сам стиль потребления медиапродукта. «Во всем мире молодежь традиционно мало смотрит телевизор, — напоминает Танаев. — Сам образ жизни молодого человека не предполагает длительного нахождения дома, у него масса других занятий. В течение дня молодым проще, дешевле и удобнее пользоваться мобильным контентом».

Есть, однако, у отечественного телевидения один серьезный недостаток, из-за которого оно вчистую проигрывает интернету. Нынешним СМИ практически нечего предложить подростку.

Автор цитаты

— Просто представьте: человек в возрасте 15–20 лет живет в стране, где для него телевидение, за редким исключением, не делает ничего, — предлагает Кирилл Танаев. — Мы говорим «молодежь не смотрит телевидение» — а почему она должна его смотреть? Средний возраст участников различных юмористических шоу на крупнейших федеральных каналах — глубоко за 50, а то и за 60. Современный молодой человек на телевидении не видит себя, своих проблем, своих интересов. Зачем ему медиа, которое не для него и не про него?

За детьми будущее

Есть, однако, третья важная возрастная группа — дети в возрасте от 3 до 10 лет. Еще совсем недавно социологи отмечали, что они смотрят телевизор всё меньше — но внезапно тенденция резко изменилась. Число и время просмотров стали стремительно расти. В чем же дело?

Автор цитаты

— В последние семь лет возникла целая когорта прекрасных отечественных телеканалов, ориентированных на детскую аудиторию, и она ответила на это предложение с огромной благодарностью,  — отмечает Кирилл Танаев. — Отечественные телеканалы для детей смотрятся значительно лучше зарубежных. Наблюдается любопытная тенденция — дети начинают смотреть не только мультипликационные, но и познавательные каналы. Пока рано говорить о глобальных сдвигах, но детский интерес к этому жанру явно растет.

Интерес к телевизору детям вернули прежде всего каналы «Карусель» и «Мульт»

Фото: Global Look Press/Jenny Norquist

Интерес к телевизору детям вернули прежде всего каналы «Карусель» и «Мульт». Они, по сути, аккумулировали детскую аудиторию, которая уходила с центральных каналов. Через десять лет эти «дети бэби-бума» станут подростками, и о том, какую модель медиапотребления им предложить, нужно думать уже сейчас. И, по мнению экспертов, у телевидения есть хороший шанс укрепить свои позиции. Но готовиться к этому нужно уже сейчас — в первую очередь создавая компетенции в новых для себя цифровых жанрах (короткого видео, мобильных игр и др.).

Автор цитаты

— Точка зрения, что телевидение будет только стареть, основывается на том, что ничто не будет меняться, — утверждает Танаев. — Люди, занимающиеся телевидением, заинтересованы в сохранении аудитории и рекламных доходов и будут стараться на ситуацию как-то влиять, а это можно сделать только одним способом — создавая контент, который будет этой аудитории интересен. Возможно ли это? Безусловно. Можно ли это сделать быстро? Определенно нет.

 

Читайте также
Прямой эфир