Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ

«Мы хотим создать конкуренцию Google Earth на российском рынке»

Гендиректор компании «Российские космические системы» Андрей Тюлин — о прогрессе отечественных систем космической съемки
0
Фото: ТАСС/пресс-служба ОАО «Российские космические системы»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Государственная корпорация «Роскосмос» в этом году приступила к созданию обновляемой цифровой модели всей поверхности Земли. Реализацию проекта ведет холдинг «Российские космические системы» (РКС). О том, что собой будет представлять проект «Цифровая Земля» и как он будет полезен потребителю, в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор РКС Андрей Тюлин.

— Что собой представляет проект «Цифровая Земля»?

— Он предполагает создание покрытия спутниковыми снимками разрешением 1 м всей территории Российской Федерации, а в дальнейшем всего мира. Пилотные регионы — Крым и Ростовская область. Создание их цифровых моделей мы завершим в ближайшие дни. В 2018 году мы планируем покрыть территорию Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского, Хабаровского и Приморского края.

На базе проекта в дальнейшем будут создаваться тематические и аналитические сервисы в интересах сельского и лесного хозяйства, недропользования, экологии, мониторинга промышленной и транспортной инфраструктуры, городского планирования, страхования и многих других областей. Строиться и поддерживаться проект будет преимущественно за счет данных отечественных спутников.

— А насколько сейчас снимки с отечественных космических аппаратов представлены на рынке?

— До самого последнего времени «Роскосмос» практически не работал с коммерческими компаниями. Единственной задачей являлось обеспечение данными съемки государственных потребителей на бесплатной основе. Коммерческий сектор к данным с российских аппаратов допущен не был. В результате все мы видим, что наиболее востребованные массовые веб-сервисы «Яндекс.Карты», Google Maps базируются только на зарубежных данных. Текущие информационные возможности российской группировки дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) позволяют переломить эту ситуацию.

— То есть создание «Цифровой Земли» будет способствовать выходу российских снимков на коммерческий рынок?

— Да. Мы создаем инструмент для продвижения возможностей российской группировки на очень конкурентном рынке, где господствуют иностранные игроки. Нам надо отвоевывать позиции.

— Проект будет схож с Google Earth?

— Скорее с Google Earth Pro. Это платная версия, направленная на интересы бизнеса или госструктур, здесь они конкурируют с более серьезными глобальными игроками, такими как, к примеру, мировой гигант геосервисов Esri. Мы хотим создать оператора, который мог бы составить им конкуренцию хотя бы на российском рынке.

— Это будет новая компания?

— Да, это будет коммерческая компания, созданная с участием «Роскосмоса» и частного инвестора. Мы сообщим о ней, как только будут завершены все юридические процедуры.

— Будет ли создана бесплатная версия наподобие Google Earth?

— Это совсем другой бизнес, но мы готовы рассмотреть такую возможность, если получим предложение от крупного интернет-игрока, готового продвигать и поддерживать этот сервис. Мы понимаем, что создать потребительский продукт лучше, чем Google Earth, крайне сложно, но у нас будут преимущества в России и ряде развивающихся стран, где Google пока не предлагает высокодетализированные карты. С разрешением лучше 1 м на их картах можно рассматривать только крупные города мира. Другие области имеют детализацию 15 м. Мы же планируем, что любая часть России, а затем и мира будет доступна в высоком разрешении.

— Государственные структуры при этом продолжат получать данные на бесплатной основе?

— Да, государство будет по-прежнему бесплатно получать данные, базовые продукты и сервисы ДЗЗ. Готовые тематические продукты будут предоставляться на платной основе. Здесь у любого заказчика будет выбор — покупать у нас, у других российских или иностранных компаний.

— Есть ли сегодня понимание сроков реализации проекта «Цифровая Земля»?

— Да. Уже в 2018 году мы создадим бесшовное сплошное покрытие и геоинформационные сервисы для первоочередных районов и приоритетных экономических зон. Планируется, что вся территория нашей страны будет охвачена к концу 2020 года.

— Помимо того, что будет создана цифровая версия территории России, чем это поможет госорганам, населению?

— В 2016 году мы завершили большой пилотный проект в Ростовской области по межеванию земель. Мы сравнивали реальное использование земель с данными кадастровой карты. В результате удалось выявить неучтенные сельхозугодья, использование земли не по назначению, случаи самозахвата и так далее. 

— Эти данные могут использоваться в судах?

— Да, конечно. Все измерения фиксируются, составляется официальное заключение, которое подписывается экспертом. Всё это является документом и может использоваться и в суде, и, например, при формировании бизнес-планов или подаче заявления в страховую компанию. Использование накопленной базы наблюдений за год точно фиксирует, от чего, к примеру, пострадал урожай — страховой компании будет очень сложно отказать в выплате фермеру, который представит такие данные.

Данные ДЗЗ позволяют осуществлять надзор за соблюдением правил недропользования: контроль размещения таких объектов, как отвалы горных пород, выемки грунта, вырубка деревьев, нарушение почвенного покрова, свалка, строительство технологических дорог.

— За рубежом могут заинтересоваться «Цифровой Землей»?

— Мы ведем переговоры с партнерами из Латинской Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интерес высокий. По нашим оценкам, эти регионы формируют соответственно 5 и 2% от объема мирового рынка услуг на основе ДЗЗ. Россия, для сравнения, — 2,7%. Поэтому для нас это очень перспективные рынки.

— А где самый крупный рынок ДЗЗ?

— США и ЕС — на них приходится 62 и 25% мирового спроса на данные ДЗЗ. Это очень красноречиво демонстрирует, как геоинформационные сервисы коррелируют с уровнем развития экономики.

— Каков объем глобального рынка ДЗЗ в денежном выражении?

— Если мы говорим про глобальный рынок, то, по данным экспертов, стоимость только услуг на основе ДЗЗ к 2020 году будет оцениваться в $2,6 млрд, к 2021 году объем этого рынка составит $4,3 млрд в год, а к 2025 году он достигнет $19,3 млрд.

Сегодня более 50 стран инвестируют в ДЗЗ. Рынок очень конкурентный. Никто не может претендовать на монополию. Наша цель — не перегнать всех, а стать крупным игроком в России и занять заметную часть мирового рынка — не более того, но и не менее.

— Какая доля приходится по этим расчетам на Россию?

— Сегодня общий объем российского рынка — не только услуги, а весь цикл производства геоинформации от создания и запусков спутников до конечного пользователя — оценивается в $250 млн. К 2020 году он, как ожидается, составит около $1 млрд, а к 2025-му вырастет до $1,5 млрд в год. При этом следует учитывать тенденцию существенного смещения центра тяжести рынка из сегмента данных съемки в область конечных продуктов, решений и сервисов.

 

Читайте также
Прямой эфир