Игры с гением: «Ван Гог. С любовью, Винсент»


В прокате — фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Режиссеры Дорота Кобела и оскароносный Хью Велчман попытались объединить анимационную технику, актерскую игру, факты из жизни гениального художника и даже криминальную драму.
Первые минуты просмотра фильм действительно вызывает ожидаемый восторг. Еще бы, ведь его создатели с помощью 112 художников из 20 стран (в том числе из России) «оживили» более 120 оригинальных работ Винсента Ван Гога.
— Курс обучения я прошла за две недели — нас учили копировать мазки Ван Гога… Каждая сцена разделялась на «кусочки», которые раздавали художникам. Одну сцену могли рисовать несколько человек одновременно, — рассказала художница Александра Соколова.
Статистика поражает: в полнометражной анимационной ленте «Ван Гог. С любовью, Винсент» — более 65 тыс. написанных маслом картин. Сначала был снят фильм с реальными актерами (Дуглас Бут, Сирша Ронан, Джером Флинн, Эйдан Тернер, Хелен МакКрори, Элинор Томлинсон), которых затем перерисовали в анимационной технике.
Лента стоимостью в $5 млн снималась более шести лет в Гданьске на специально выстроенной студии. В Сети есть прекрасный ролик об этой студии, о работе над картиной. И, скажу откровенно, его смотреть интереснее, чем конечный результат. В нем видишь объединенных одной большой идеей, увлеченных людей. И их труд, энтузиазм вызывают искреннее уважение.
В фильме, к сожалению, авторы уделили основное время детективному исследованию причин смерти художника. И великая тайна гения, сумевшего за какие-то 8–10 лет изменить мировую живопись, осталась за кадром. К тому же он не главный герой фильма.
Сюжет таков: молодой парень по имени Арман (известный нам по картине «Портрет Армана Рулена») — сын почтальона, друга Ван Гога, — отправляется передать брату мастера последнее письмо Винсента. Но Тео тоже мертв, и Арман начинает разговаривать со всеми, кто общался с художником последние пару лет. Зрителей, знакомых с творчеством мастера, будут радовать минуты узнавания — в пути Рулен встречает многих знакомых Ван Гога, сошедших с его полотен.
Сюжет, как говорят сами создатели, основан на многочисленных письмах художника своему брату. Их лучше прочитать, перед тем как идти в кинотеатр. Иначе можно запутаться в отношениях Ван Гога с окружающими и причинах его смерти. В письмах к Тео он не такой сумасшедший, как о нем часто пишут и каким он представлен в фильме.
Из подробных письменных отчетов следует, как много мастер рисовал, экспериментировал с красками, размышлял о природе творчества. Но эта часть его жизни остается в фильме тщательно воспроизведенным фоном, который лишь подчеркивает вялую драматургию и недостаток интриги. И тому есть причина, изложенная художником в письмах к брату: «В сущности, говорить за нас должны наши полотна… Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка».