Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Мир
Замглавы МИД РФ Руденко отметил стремление Запада оказать давление на КНДР
Мир
Два человека погибли в результате крушения патрульного самолета в Колорадо
Мир
Риттер заявил о желании Байдена втянуть США в ядерную войну до инаугурации Трампа
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали о модернизации FPV-дронов в полевой мастерской
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Происшествия
В Подмосковье мужчина скончался после падения с крыши во время ремонта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Общество
Космонавты с орбиты МКС поздравили россиянок с Днем матери
Мир
Участники COP29 утвердили климатическое финансирование объемом $300 млрд в год
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Промышленники и нефтяники заплатят утильсборы

Новые платежи помогут ограничить импорт устаревшей техники и улучшить показатели утилизации
0
Фото: REUTERS/Ernest Scheyder
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Компании, поставляющие нефтегазовое оборудование, обяжут платить за его последующую утилизацию. Такая мера содержится в поправках в закон «Об отходах», подготовленных Минпромторгом. «Известия» ознакомились с документом. По оценке ведомства, введение для машиностроителей и импортеров такого сбора будет препятствовать ввозу устаревшей продукции тяжелого машиностроения из-за рубежа, а также увеличит объемы производства собственной техники. Поправки неоднозначны, считают эксперты. С одной стороны, они могут несколько поднять расходы нефтедобывающей отрасли, с другой — простимулируют импортозамещение и рост количества переработанного мусора.

Утилизационный сбор набирает популярность. Если ранее он распространялся только на некоторую продукцию электроники, легкой промышленности и упаковки, то теперь затронет и тяжелое машиностроение. Как следует из поправок в ФЗ «Об отходах производства и потребления», с которыми ознакомились «Известия», новые платежи введут для тяжелого машиностроения, к примеру, производителей оборудования для металлургии, пищевой промышленности, а также для строительного сектора. Отдельно в документе упоминается нефтегазовое машиностроение, к примеру, буровая техника и оборудование для добычи и перекачки нефти и газа. Перечень продукции будет дополняться и корректироваться, уточнили «Известиям» в Минпромторге.

Необходимость ввести утилизационный сбор на продукцию тяжмаша Минпромторг обосновывает растущими отходами производства. По данным ведомства, за период с 2005 года по 2015 год количество ежегодно образующегося в России мусора увеличилось на 85,6% (с 3035,5 млн т в 2005 году до 5060,2 млн т в 2015). Введение сбора позволит улучшить экологическую ситуацию, уверены в ведомстве.

«В России, как и во многих странах мира, растут объемы промышленных отходов, из которых утилизации подвергается незначительная часть. Введение утилизационного сбора направлено на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот, а также создание условий для ограничения ввоза на территорию Российской Федерации бывшей в употреблении и технологически устаревшей продукции отраслей энергетического машиностроения и тяжелого машиностроения (включая нефтегазовое)», — указал Минпромторг в пояснительной записке к законопроекту.

Согласно закону «Об отходах», утилизационный сбор должны будут уплачивать только те производители и импортеры продукции, которые сами не организуют его утилизацию. Механизм утилизационного сбора уже показал свою эффективность, к примеру, в автомобильной отрасли, где он начал действовать в 2009 году, напомнил Минпромторг. Если сбор будет утвержден, промышленность получит новые перерабатывающие мощности и в то же время будет экономить сырье, топливо и энергию. 

— Это обеспечит создание новых рабочих мест, рост экономики страны за счет рационального использования утилизируемых материалов, — рассказали «Известиям» в ведомстве.

Речь не идет о том, чтобы установить обязательный уровень утилизации оборудования для каждой из категорий товаров, как это было сделано для продукции легкой промышленности. По предложению Минпромторга, машиностроители должны будут платить фиксированный процент от стоимости продукции. В ведомстве обсуждается установление размера платежа в 7%, рассказал близкий к министерству источник «Известий». Но инициативу еще предстоит обсудить с заинтересованными ведомствами, добавили в Минпромторге.

Еще в прошлом году министерство пробовало обязать производителей тяжмаша и, в том числе, станкостроителей уплачивать соответствующие сборы, это приносило бы бюджету порядка 66 млрд рублей в год. Но после нескольких писем в правительство от отраслевых союзов и Российского союза промышленников и предпринимателей от этой инициативы Минпромторг отказался. Сейчас уже не говорят о таком широком ряде продукции, и сборы затронут только предприятия энергетического и тяжелого машиностроения, пояснили «Известиям» в ведомстве.

Минэнерго рассматривает предложение, рассказали в пресс-службе ведомства. У Минэкономразвития были претензии в части рисков для предпринимателей, и они уже направлены в Минпромторг, рассказала «Известиям» его представитель Елена Лашкина, не пояснив, в чем они заключались. Минфин согласовал новые сборы, сообщили в пресс-службе ведомства. Представители Минприроды и крупных машиностроителей не ответили на запросы.

По словам президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, поправки смогут увеличить долю российской техники за счет выдавливания с рынка дешевой, но старой буровой техники из Китая.

— Поэтому логичнее было бы распространить сбор только на импортную технику, а нашу оставить в покое, — добавил Геннадий Шмаль.

Для полноценной работы нового механизма потребуется построить ряд новых мусороперерабатывающих производств, иначе сбор лишь поднимет стоимость продукции, хотя и решит проблему наполнения бюджета, беспокоится начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский.

Аналогичный российскому утилизационный сбор действует во многих странах мира, в Евросоюзе он работает с 2000 года.

 

Читайте также
Прямой эфир