Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Не царское дело — балет

Кинообозреватель РЕН ТВ — о том, стоит ли сходить на «Матильду» 
0
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В этом году вышло сразу два крупных фильма об инфернальной сущности балета. О том, что сцена способна разрушить человеческую судьбу, рассказал Валерий Тодоровский в своей ленте «Большой». Впрочем, это была лучшая иллюстрация того, как балет может перекочевать в кино. Алексей Учитель же в «Матильде» — пусть и невольно, неуклюже —  представил другой взгляд: как кино может превратиться в балет. Кинообозреватель РЕН ТВ попал на закрытый показ «Матильды» и решил специально для портала iz.ru рассказать о своих впечатлениях. 

Мариинский театр, где торжественно прошла премьера «Матильды», в картине представлен отнюдь не торжественно. Всё его отличие от скверного борделя (да простит меня читатель, это сравнение придумано не мной, а режиссером) в том, что он еще и получает «казенные субсидии». Балерины тут — товар, и товар для самых высокопоставленных лиц. Вот и Матильда, решительная, энергичная и, конечно, красивая, становится объектом прихоти молодого престолонаследника. Этим спойлером сегодня, разумеется, никого не удивишь — даже если бы очень хотелось отключить все каналы информации. Но интересен не сюжетный ход — драматургия, к своему несчастью, болезненно зависима от любовных конфликтов, — а интересно, как он подан.

Матильда (Михалина Ольшанска) не сходит со сцены к Николаю II (Ларс Айдингер), а милостиво приглашает на нее. Иначе как объяснить абсолютно театральные страсти, разворачивающиеся в фильме? Во время коронации Ники, увидев балерину, падает в обморок. В театре он, исполнившись эротических желаний, ненасытным волчьим взглядом пронзает танцующую на сцене Матильду. А стоит ли говорить, как неестественно выглядят пышные минуты их близости? Безусловно, к оператору Юрию Клименко претензий нет — он делает свое дело, и делает его виртуозно. Но на поверку происходящее на экране выглядит не столько красиво, сколько нарядно. Обычно такое положение вещей в мире кино презрительно называют театральщиной.

У Шекспира есть пьеса, которая иллюстрирует поговорку «Много шума из ничего». Она так и называется. Сейчас же это выражение прочно ассоциируется с другим устоявшимся клише — «шекспировские страсти». Этих страстей, высосанных из пальца, много в «Матильде», как и шума вокруг картины. А если убрать эти два лишних отвлекающих элемента, в общем, ничего-то и не останется.

Учитель, конечно, не хотел сделать из своего фильма икону. Но и очеловечить персонажей ему не удалось. Бесконечные обмороки, слезы, патетические восклицания и гамлетовские сетования на превратности царской судьбы скорее превращают картину в карикатуру. Или, если использовать более корректный, проверенный временем термин, в развесистую клюкву. И ладно если бы Учитель намеренно снял комедию (признаться, во время просмотра трудно было удержаться от смеха), но он предельно серьезен в своем повествовании. Дескать, да, негоже престолонаследнику накануне свадьбы бегать за балериной, но сердцу не прикажешь, страсть сильнее рассудка, настоящая жизнь важнее статусной, да и Матильда красивее Александры Федоровны. Похоже на парад клишированных сентенций. Но в фильме нет ни намека на самоиронию, ни попытки показать психологию без демонстративных припадков.

Возможно, вся проблема в том, что режиссер тщетно пытался облачить историческое кино в реалистические одежды. Сколько ты ни снимай в первом акте ружье со стены царской опочивальни, оно всё равно появится в третьем. Если ты в театре, то нужно знать его законы: там играют, а не переигрывают. Искусство — это когда ты веришь происходящему, но не забываешь, что перед тобой выдумка. В литературе так было с романом «Война и мир», в котором Толстой с эпическим размахом рассказал полную художественной смелости и в некоторых местах дерзкой выдумки историю дворянских семей. В «Матильде» же история придумана с не меньшим размахом, но рассказана она незатейливо, наивно, как будто на лавочке возле подъезда.

Читайте также
Прямой эфир