Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Политика
Захарова уличила Зеленского в подрыве мирных усилий
Культура
Актер Вдовиченков получил роль в фильме «Мужу привет» без проб
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Политика
Мишустин даст старт строительству соединяющего РФ и КНДР моста
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Госдеп США одобрил продажу Польше 400 ракет класса «воздух – воздух» на $1,33 млрд

«Кооперация» вышла на сцену

Театр Станиславского и Немировича-Данченко представил оперы молодых композиторов и драматургов
0
Фото: Сергей Родионов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве до 14 ноября проходит фестиваль «Видеть музыку». Музыкальный театр К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ) представил результаты работы оперной лаборатории «Кооперация». На малой сцене «Стасика» прозвучали восемь мини-опер молодых композиторов и драматургов. Произведения были созданы за лето-2017 под патронажем руководителя проекта Екатерины Василевой, она же выступила постановщиком всех опусов.

В оба премьерных дня зал был переполнен. Для события, ориентированного на весьма узкую аудиторию ценителей современной академической музыки, это большой успех. Публику привлекла, скорее всего, сама идея: открыть дорогу молодым в оперный театр и найти новый подход к жанру оперы.

В преддверии практической работы все участники лаборатории прослушали мастер-классы. Общая тема теоретической части — эволюция оперного жанра. Лекторы — композиторы и музыковеды — объясняли, в каком направлении он развивался в XX веке и может развиваться в XXI. Но одно дело — размышления, другое — реальное воплощение. Оказалось, что изобрести «оперу будущего» — задача не из легких.

Поиск новой эстетики и языка присутствовал только в одном произведении — «Элементах». Композитор Кирилл Широков и либреттист Наташа Боренко предприняли попытку деконструкции лексики, разбив слова на элементы (звуки, слоги). Остальные авторы так или иначе придерживались традиций недавнего прошлого. Большинство, впрочем, небезуспешно.

Эльмир Низамов продемонстрировал мелодический дар и умение работать с вокалом в опере «Коллонтай» — размышлении о судьбе выдающейся феминистки революционных лет. Игорь Холопов рассказал с помощью ярких звуковых образов сказку об игрушках, сбежавших из магазина в рождественскую ночь к бедному мальчику. Его «Путешествие голубой стрелы» не открывает новых горизонтов, но так и просится в репертуар детского театра.

Андрей Бесогонов поиграл в абсурдизм, положив на музыку бред писателей-графоманов. А Иван Абрамов перенес традиции американского минимализма на российскую почву: присущая этому стилю механистичность отлично подошла к сюжету-фантазии о геометрических отрезках Aftermath.

Несмотря на все эстетические и идейные отличия, восемь опер образовали органичный спектакль, со своей внутренней драматургией и логикой. И здесь несомненна заслуга кураторов проекта — Екатерины Василевой и Наталии Сурниной. Но главный результат их работы — даже не конкретная постановка, которую смогли увидеть зрители, но апробация нового механизма обновления оперного театра.

Во время «Кооперации» молодые авторы, поставленные в равные (и весьма жесткие) условия, демонстрируют свои навыки и потенциал. Учитывая, что раньше ведущие театры страны вообще игнорировали новое поколение композиторов, в лучшем случае ставя «живых классиков», такой эксперимент — настоящая революция.

Плюс ко всему это еще и новый образовательный формат. Научиться работать с драматургом и режиссером, сочиняя «в стол», — невозможно. Опыт, который дал композиторам МАМТ, вряд ли могут дать вуз и даже зарубежные стажировки. Если ежегодно лаборатория будет принимать хотя бы восемь композиторов (а «Кооперация-2018» уже запланирована), есть надежда, что через несколько лет оперная сцена России преобразится.

Читайте также
Прямой эфир