Минимальные цены на алкоголь рассчитают по формуле
Вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий алкогольную отрасль, поручил Минфину разработать унифицированный механизм определения минимальных розничных цен (МРЦ) на алкогольные напитки — водку, игристые вина, коньяк и тихие вина. Об этом «Известиям» сообщили в аппарате вице-премьера. Необходимость разработки такого механизма обусловлена тем, что существующий порядок установления минимальной цены недостаточно объективен и базируется на опросе мнений участников рынка. По мнению экспертов, новый порядок должен учитывать зарплаты потребителей напитков, для которых установлены минимальные цены. Сейчас минимальные цены на спиртное устанавливаются исходя из себестоимости производства и наценок.
Минфину дано поручение совместно с Аналитическим центром правительства разработать механизм формирования минимальных цен на все виды продукции, на которые устанавливаются такие цены. Об этом «Известиям» сообщили в аппарате вице-премьера Александра Хлопонина. Пресс-секретарь вице-премьера Наталья Платонова подчеркнула, что речь идет о разработке унифицированной формулы с объективными параметрами, которая позволит раз в год пересматривать минимальные цены на напитки. Она подчеркнула, что существующий порядок определения минимумов недостаточно объективен — он может выглядеть как опрос мнений участников рынка. Критерии определения минимальных цен и формула должны быть выработаны до конца ноября.
Поручение в настоящее время прорабатывается, рассказали «Известиям» в Минфине. В Аналитическом центре правительства на запрос «Известий» не ответили.
В начале года в правительстве начали обсуждать вопрос повышения МРЦ на водку, которая в тот момент составляла 190 рублей. Минфин считал, что цена должна повыситься до 205 рублей. Ведомство исходило из того, как изменилась инфляция, из акциза на крепкий алкоголь и других факторов, влияющих на себестоимость продукции. После этого Александр Хлопонин дал поручение ведомству повысить МРЦ до 219 рублей, эту цену высчитывали с учетом мнений бизнеса. В итоге был согласован вариант Минфина. В конце концов в правительстве создали алгоритм вычисления минимальной цены на водку, который бы учитывал влияющие на стоимость продукции параметры.
Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов рассказал «Известиям», что сейчас минимальные цены на спиртное устанавливаются исходя из себестоимости производства и наценок, которые формируются в рознице и опте.
В России минимальные цены — при отгрузке с завода, оптовых и розничных продажах — определяются на водку, крепкую ликеро-водочную продукцию, например коньяк, а также игристые и тихие вина. При этом цены на последний вид напитков еще ни разу не фиксировались, хотя такая возможность у правительства есть. Сейчас минимальная розничная цена на бутылку водки объемом 0,5 л составляет 205 рублей, на коньяк в такой же таре — 371 рубль. МРЦ на шампанское — 164 рубля за бутылку объемом 0,75 л.
Глава Центра исследования федеральных и региональных рынков Вадим Дробиз рассказал, что в основу нового механизма расчета минимальных цен должна закладываться возможность производителя создать легальный, нефальсифицированный продукт с учетом всех налогов и накладных расходов — сырье, комплектующие элементы, содержание производства, заработная плата рабочим.
Также должно быть учтено прохождение продукции через все звенья товаропроводящей цепочки, то есть оптовая наценка, розничная наценка, в итоге получаются минимальные цены для каждого звена. При этом, уверен Вадим Дробиз, надо соотносить эти минимальные цены с уровнем доходов самой бедной группы населения с заработной платой в 10 тыс. рублей, потому что продукция по МРЦ является социальной. Если эта группа населения покупать такую продукцию не готова, значит, надо снижать для этой продукции налоги, отметил он.
Председатель Союза производителей коньяка Ирина Бушина считает, что при разработке механизма формирования минимальных цен особое внимание необходимо уделить не только налоговой части, как в случае с рынком водки, но и сырьевой составляющей структуры себестоимости коньяка. Именно обеспечение подлинности коньяка как напитка из сырья виноградного происхождения, соответствующего тому, что указано на этикетке по продолжительности выдержки, является главной целью этой инициативы, сказала она.
По словам главы союза, новый механизм должен учитывать и закупочные цены на виноград в России, и цену поставки качественных импортных дистиллятов, выдержанных не менее трех лет, зависящую в том числе от урожая винограда в странах-поставщиках и от курсов валют. Кроме того, необходимо зафиксировать иные меняющиеся производственные затраты: тарифы естественных монополий, транспортные издержки, индексацию МРОТа, рост стоимости стеклянной бутылки, этикетки и других «комплектующих».