Лепаж пригласил зрителей в мировые библиотеки
Фестиваль «Территория» открылся проектом канадского режиссера Робера Лепажа «Ночь в библиотеке» — экспериментом на пересечении различных видов искусств. На один месяц Мультимедиа Арт Музей стал «порталом» в виртуальную реальность. А гидом в этом путешествии выступил сооснователь «Территории» и худрук Театра Наций Евгений Миронов.
Показы проводятся по сеансам — каждые полчаса. И записываться на них надо заранее через сайт фестиваля, чтобы хватило места. В намеченное время посетителям выдают шлем виртуальной реальности (VR) и приглашают в полутемное помещение, стилизованное под читальный зал.
Зрителю предстоит в течение 45 минут рассматривать виртуальные помещения библиотек — Александрийской, Парижской, конгресса США и даже книгохранилища подводной лодки капитана Немо. Обзор 360 градусов создает иллюзию присутствия: картинка есть справа и слева, сверху и снизу. И хотя качество изображения в VR-шлемах пока еще недостаточное для полноценного погружения, а спецэффекты Лепажа недотягивают до голливудских стандартов, аттракцион увлекает — во многом благодаря закадровому повествованию.
Те несколько минут, что зритель «присутствует» в каждой из библиотек (их можно «посещать» в любом порядке), его сопровождает голос Евгения Миронова. Актер рассказывает историю места и предается философским размышлениям. Что символизируют великие книгохранилища? Какие книги живут, а какие — умирают? Какое место библиотеки занимают в современном мире?
Однако то ли из-за отсутствия прямого маршрута, то ли из-за того, что сам Лепаж не отвечает на поставленные им вопросы, зрителей так и не приводят к какому-либо выводу. В этом, пожалуй, и заключается концептуальное своеобразие проекта: побывали в одной библиотеке, послушали историю другой...
Проект Лепажа — не фильм или спектакль, пусть даже виртуальный, а нечто среднее между видеоинсталляцией и перформансом, здесь всё построено на вольном чередовании образов.
Находясь в библиотеке Сараево, мы видим, как здание охватывает пламя, а в это время на освещенной лестнице, уходящей в небо, играет печальную мелодию виолончелист (аллюзия на реальные события, когда в 1992 году на руинах Национальной библиотеки выступил музыкант Ведран Смайлович). В Копенгагенском книгохранилище нас окружают призраки давно умерших читателей, а в Оттаве во время изучения старинного атласа птиц помещение наполняется ожившими пернатыми.
Идея вдохнуть жизнь в статичное пространство, расположив персонажей вокруг зрителя, кажется очень перспективной именно для VR. Технология, получившая широкое распространение всего несколько лет назад, всё чаще используется художниками — достаточно вспомнить проект Bjork Digital на Московской биеннале. И хотя о рождении нового вида искусства — со своими законами, жанрами, форматами — говорить пока преждевременно, каждый эксперимент в этой сфере расширяет понимание того, как использовать открывшиеся возможности.
Ирония в том, что Лепаж применяет новейшие средства для рассказа о самом традиционном способе передачи информации — бумажных изданиях. И в этом, пожалуй, главная идея «Ночи в библиотеке»: времена меняются, технологии развиваются, а книги остаются.