Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Мир
Замглавы МИД РФ Руденко отметил стремление Запада оказать давление на КНДР
Мир
Два человека погибли в результате крушения патрульного самолета в Колорадо
Мир
Риттер заявил о желании Байдена втянуть США в ядерную войну до инаугурации Трампа
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали о модернизации FPV-дронов в полевой мастерской
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Происшествия
В Подмосковье мужчина скончался после падения с крыши во время ремонта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Общество
Космонавты с орбиты МКС поздравили россиянок с Днем матери
Мир
Участники COP29 утвердили климатическое финансирование объемом $300 млрд в год
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Лепаж пригласил зрителей в мировые библиотеки

Канадский режиссер организовал путешествие в виртуальную реальность
0
Фото: Global Look Prees/Sean Kilpatrick
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Фестиваль «Территория» открылся проектом канадского режиссера Робера Лепажа «Ночь в библиотеке» — экспериментом на пересечении различных видов искусств. На один месяц Мультимедиа Арт Музей стал «порталом» в виртуальную реальность. А гидом в этом путешествии выступил сооснователь «Территории» и худрук Театра Наций Евгений Миронов.

Показы проводятся по сеансам — каждые полчаса. И записываться на них надо заранее через сайт фестиваля, чтобы хватило места. В намеченное время посетителям выдают шлем виртуальной реальности (VR) и приглашают в полутемное помещение, стилизованное под читальный зал.

Зрителю предстоит в течение 45 минут рассматривать виртуальные помещения библиотек — Александрийской, Парижской, конгресса США и даже книгохранилища подводной лодки капитана Немо. Обзор 360 градусов создает иллюзию присутствия: картинка есть справа и слева, сверху и снизу. И хотя качество изображения в VR-шлемах пока еще недостаточное для полноценного погружения, а спецэффекты Лепажа недотягивают до голливудских стандартов, аттракцион увлекает — во многом благодаря закадровому повествованию.

Те несколько минут, что зритель «присутствует» в каждой из библиотек (их можно «посещать» в любом порядке), его сопровождает голос Евгения Миронова. Актер рассказывает историю места и предается философским размышлениям. Что символизируют великие книгохранилища? Какие книги живут, а какие — умирают? Какое место библиотеки занимают в современном мире?

Однако то ли из-за отсутствия прямого маршрута, то ли из-за того, что сам Лепаж не отвечает на поставленные им вопросы, зрителей так и не приводят к какому-либо выводу. В этом, пожалуй, и заключается концептуальное своеобразие проекта: побывали в одной библиотеке, послушали историю другой...

Проект Лепажа — не фильм или спектакль, пусть даже виртуальный, а нечто среднее между видеоинсталляцией и перформансом, здесь всё построено на вольном чередовании образов.

Находясь в библиотеке Сараево, мы видим, как здание охватывает пламя, а в это время на освещенной лестнице, уходящей в небо, играет печальную мелодию виолончелист (аллюзия на реальные события, когда в 1992 году на руинах Национальной библиотеки выступил музыкант Ведран Смайлович). В Копенгагенском книгохранилище нас окружают призраки давно умерших читателей, а в Оттаве во время изучения старинного атласа птиц помещение наполняется ожившими пернатыми.

Идея вдохнуть жизнь в статичное пространство, расположив персонажей вокруг зрителя, кажется очень перспективной именно для VR. Технология, получившая широкое распространение всего несколько лет назад, всё чаще используется художниками — достаточно вспомнить проект Bjork Digital на Московской биеннале. И хотя о рождении нового вида искусства — со своими законами, жанрами, форматами — говорить пока преждевременно, каждый эксперимент в этой сфере расширяет понимание того, как использовать открывшиеся возможности.

Ирония в том, что Лепаж применяет новейшие средства для рассказа о самом традиционном способе передачи информации — бумажных изданиях. И в этом, пожалуй, главная идея «Ночи в библиотеке»: времена меняются, технологии развиваются, а книги остаются.

Читайте также
Прямой эфир