Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Американский эксперт оценила 100 дней Трампа на посту президента
Культура
Актер Вдовиченков получил роль в фильме «Мужу привет» без проб
Мир
В Европарламенте рассказали о готовности к контактам с коллегами из РФ
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
Экономист Сакс не увидел вреда для КНР и РФ от пошлин Трампа
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Латвия запретила Кристине Орбакайте и Горану Бреговичу въезд в страну
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Мир
В Госдепе заявили о выходе США из переговоров по Украине
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Общество
ФСБ открыли архивы о самоубийстве Гитлера и последних днях Третьего рейха
Мир
Экс-президент Молдавии Додон указал на снижение интереса США к стране
Общество
Путин подписал указ о наименовании аэропорта Волгограда «Сталинград»
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
На границе Индии и Пакистана началась перестрелка
Мир
Госдеп США одобрил продажу Польше 400 ракет класса «воздух – воздух» на $1,33 млрд

1917-й без революции

Выставка «Некто 1917» в Третьяковской галерее на Крымском Валу посвящена искусству, но не Октябрю
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Третьяковская галерея отметила 100-летие Октября впечатляющей экспозицией «Некто 1917». Мимо знаковой даты главный музей русского искусства пройти никак не мог. Но, закономерно рассудив, что еще одна выставка, посвященная революции, — это слишком банально, авторы проекта решили взглянуть на тему под иным углом.

Представленные на Крымском Валу шедевры из крупнейших российских и западных собраний объединяет не сюжет, а исключительно период создания: 1917-й плюс пара лет до и после. Следовательно, в центре внимания — не столько тема революции как таковой, сколько мироощущение живописцев в поворотный момент истории. Отзывались ли они на происходящее или скрывались в собственных мирах?

Экспозиция Третьяковки свидетельствует скорее о втором. Здесь нет ни изображений революционных действий, ни портретов строителей нового мира. Образы, которые у нас ассоциируются с 1917 годом, были рождены существенно позже. А тогда, запершись в своих мастерских, живописцы развивали идеи чисто художественного плана — если и погружались в революцию, то эстетическую: вторая половина 1910-х стала кульминационной для русского авангарда.

Закономерно, что авангарда на выставке немало. Это и приехавший из Краснодара «Супрематизм» Казимира Малевича, и собственная третьяковская «Живописная архитектоника» Любови Поповой, и новаторские работы Ольги Розановой, предвосхищающие поиски абстракционистов второй половины века. А еще — Родченко, Экстер, Клюн... Одних этих имен было бы достаточно, чтобы сделать привлекательный выставочный проект. Но они здесь в меньшинстве.

«Некто 1917» наглядно демонстрирует, что даже через два года после «Черного квадрата» в русском искусстве доминировала фигуративная живопись. Традиционные портреты, пейзажи, жанровые сценки. Сергей Судейкин любуется раскидистыми деревьями и обнаженными купальщицами («Летний пейзаж»), Александр Головин превращает «Болотную заросль» в гимн уходящему модерну, Константин Сомов запечатлевает своего друга Мефодия Лукьянова в халате на диване.

Если дух нового времени и проникает в творчество гениев, то через интерес к народной теме. Впрочем, народ этот совсем не тот, каким принято было его показывать позже. Суровые взгляды крестьян на полотнах Бориса Григорьева (цикл «Расея») излучают недоверие и страх, но не героическое бунтарство; матери с детьми на картинах Кузьмы Петрова-Водкина выглядят мадоннами и младенцами, сошедшими с икон… То Русь архаическая, не прогрессивная.

Конечно, глядя на изображения столетней давности, мы невольно наделяем их новыми смыслами. И вот уже в багряном небе на «Масленице» Бориса Кустодиева видятся всполохи новой зари, шедевр Аристарха Лентулова «Тверской бульвар. Страстной монастырь» с кроваво-красными прямоугольниками в центре композиции кажется пророчеством, а «Тройка» Николая Самокиша воспринимается символом страны, мчащейся в смутное время. «Русь, куда ж несешься ты?» Живопись не дает ответа.

Читайте также
Прямой эфир