Онлайн-карту доступной среды для инвалидов модернизируют
Онлайн-карту доступности зданий и сооружений российских городов для инвалидов, работающую на базе государственного портала «Жить вместе», будут обновлять раз в три месяца. Этим займутся региональные власти. Минтруд разрабатывает соответствующий приказ по поручению профильной комиссии при президенте России. Пока на общероссийской интернет-карте есть данные не по всем субъектам. Кроме того, по словам экспертов, пользоваться ею не очень удобно. Например, сервис не дает возможности построить маршрут.
Региональные власти обяжут раз в три месяца обновлять онлайн-карту доступности зданий и сооружений российских городов. Она создана на базе государственного портала «Жить вместе». Приказ об этом должен разработать Минтруд, следует из протокола заседания комиссии при президенте РФ по делам инвалидов, с которым ознакомились «Известия». Комиссия рекомендовала ведомству подготовить документ до 15 декабря этого года. Также регионы должны добавить в функционал сайта возможность оставлять комментарии — отзывы о доступности среды, говорится в протоколе.
В пресс-службе Минтруда «Известиям» рассказали, что интернет-портал «Жить вместе» был создан в рамках госпрограммы для инвалидов «Доступная среда» (2011–2020). На нем есть карта доступности, на которой отмечены социальные, медицинские, спортивные учреждения, торговые и другие объекты в российских городах. Некоторым регионам, получающим субсидии из федерального бюджета на реализацию местных программ «Доступная среда», Минтруд ранее рекомендовал обновлять информацию на сайте «в регулярном режиме». Судя по госпрограмме на 2011–2020 годы, в первую очередь речь идет о субъектах Дальневосточного федерального округа. При этом регион самостоятельно определял график обновления карты по мере поступления информации, отметили в пресс-службе ведомства.
В итоге карта доступности на сайте «Жить вместе» охватывает не все субъекты Федерации и ее навигацию трудно назвать удобной. Например, практически нет данных по Татарстану, Севастополю, Калмыкии, Тыве, Ямало-Ненецкому автономному округу, Северной Осетии. Желающих уточнить информацию по Москве и Санкт-Петербургу поисковик перенаправит к региональным картам, у которых другая навигация. Инвалиду потребуется дополнительное время, чтобы в них разобраться.
Администратор сайта Disability.ru инвалид-колясочник Юлия Комина рассказала «Известиям», что сейчас государственный портал «не выглядит удобным для людей с ограниченными возможностями».
— Например, на сайте две группы — «люди, передвигающиеся на креслах-колясках» и «люди с нарушением опорно-двигательного аппарата» (то есть с костылями и тростями) — объединены в одну. Но это совершенно разные категории людей, с разными потребностями. Там, где пройдет «опорник» с костылями, не проедет инвалид-колясочник. Для них нужна разная ширина проемов дверей и высота порога, — пояснила Юлия Комина.
Она также отметила, что с помощью карты на госпортале инвалид не может построить маршрут по городу. Нет также информации о доступности городского общественного транспорта.
Член общественной организации «Сильные активные молодые инвалиды» Виктор Счастливый заметил, что если на карте доступности появится возможность оставить комментарии, это поможет сообщить о проблемах с построением маршрута.
— В интернете много подобных карт. Но в 80% случаев инвалидов, построивших маршрут с их помощью, ждут неприятности. В Москве подход к магазину могут перегородить строительными ограждениями. На пандус сгрузить контейнер для мусора. Места на парковках для людей с ограниченными возможностями часто занимают машины без значка «инвалид», — пояснил эксперт.
В пресс-службе Минтруда заявили, что «работа по улучшению возможностей портала продолжается».
В Минпромторге «Известиям» сообщили, что уже свели информацию о магазинах, точках общепита и центрах бытовых услуг из регионов в единую базу данных. Она послужит основой для обновления карты доступности на портале «Жить вместе».
— Данный вопрос будет обсуждаться с Минтрудом, ответственным за функционирование и развитие портала, — отметили в Минпромторге.
Минтруд совместно с Минобрнауки, Минспортом и региональными властями сейчас прорабатывает меры по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей порядок функционирования портала.