Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Спорт
Команда Специальной Олимпиады РФ заняла призовые места на соревнованиях в Италии
Происшествия
В Саратовской области из-за паводка перекрыто движение пассажирского транспорта
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Спорт
Хоккеиста ЦСКА Каменева временно отстранили за нарушение антидопинговых правил
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Армия
Военные РФ сообщили о массовом отходе ВСУ из Суджи без обеспечения себе прикрытия
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
ВС России в ЛНР уничтожили украинскую бронетехнику расчетами FPV-дронов
Мир
В Сербии задержали угрожавшего взорвать резиденцию президента мужчину
Мир
К протестующим в Сербии присоединилась колонна из 100 тракторов
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Анимация вне поля зрения

Режиссер Святослав Ушаков — о трудном пути отечественных мультфильмов к зрителю
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Недавно завершился российский фестиваль анимационного кино в Суздале. На нем было продемонстрировано множество новых мультфильмов — и коммерческих, и авторских. Подобные смотры пользуются стабильным успехом у зрителей. Причем, это касается не только специализированных фестивалей, но и тех, где есть разные программы, в том числе игровые и документальные. В прошлом году я работал членом жюри фестиваля «Послание к человеку» и тоже видел, с каким энтузиазмом публика принимала конкурсную анимацию. Однако, несмотря на это, можно утверждать, что широкая российская публика сегодня практически не знает, что происходит в отечественной анимации.

Можно сказать, что фестивальная анимация и та продукция, которую видит массовая аудитория, это два разных мира. На фестивалях показывают авторское кино, которое никак не отражает коммерческое направление. Режиссеры самовыражаются, делают произведения по своим законам. Они не подчиняются продюсерским телевизионным рамкам, пожеланиям, требованиям, работают для себя. Но из-за этого их фильмы не укладываются ни в какие программные сетки ТВ.

Коммерческие мультсериалы строятся по четкому техническому заданию и никак иначе. Ты не можешь сделать на 30 секунд больше или меньше, будут вопросы. Там всё строго и очень регламентировано. На фестивалях же мы видим, что один фильм идет минуту, второй — минуту и 50 секунд, третий — пять минут, и так далее. Продюсерам телеканалов совершенно непонятно, как это можно показать. Как следствие, подобную анимацию можно увидеть только в специальных кинообзорах, передачах, посвященных авторской анимации.

Не могу сказать, что эта ситуация нормальная, скорее, устоявшаяся и привычная для всех. Однако те же фестивальные показы демонстрируют, что запрос аудитории есть. Так почему же мы его не удовлетворяем?

Мне кажется, что вполне возможно на телевидении показывать авторские произведения хотя бы получасовыми блоками. Можно подбирать работы по хронометражу, творчески их компоновать. Благо, выбор сейчас довольно большой.

И здесь надо развеять стереотип, что художественные мультфильмы сейчас в России не создаются. Зачастую к анимации такое отношение, будто это только истории про плюшевых глупых медвежат и зайчиков, которые друг другу дарят бананы и глупо громко смеются. На самом деле это мощнейший язык. По силе воздействия анимационные работы некоторых наших мастеров сильнее, чем игровые фильмы.

Например, у Александра Петрова, получившего «Оскар» за «Старик и море», уникальная техника рисования: маслом по стеклу пальцами. Получается удивительное трепещущее изображение. У режиссера Игоря Ковалева анимация сложная, красивая, ни на что не похожая. Загадочное, красивое творчество. Его мультфильмы сюрреалистичные, но не оторванные от жизни. И они настолько пропитаны музыкальностью в широком смысле, что это сложно передать в игровом кино.

Вдобавок, анимация еще и более продумана, нежели игровое кино. Конечно, все хорошие кинорежиссеры продумывают каждый план, рисуют раскадровки. Но аниматоры создают не просто наброски, а кадр за кадром, прорабатывают одну сцену много раз, продумывают точность композиции, пластику, темпоритм. И всё основано на пантомиме, потому что хорошая анимация должна быть понятна без слов.

В общем, нам есть чем гордиться. И это понимают не только в России. Так, в прошлом году делегация наших аниматоров посетила Китай с культурно-деловым визитом. И там ряд российских студий заключили договоры о прокате наших мультфильмов на нескольких китайских каналах. Это большой успех. Наши анимационные проекты становятся все более востребоваными за рубежом. Не хватает только выхода на широкую аудиторию в нашей собственной стране. И здесь без господдержки, конечно, никуда. На канале «Культура» были периоды, когда показывали авторские анимационные фильмы. Это хорошая практика, и было бы правильно распространить ее на другие государственные телеканалы.

Но важна еще и просветительская составляющая: авторскую анимацию нельзя показывать просто так. Мультфильмы нужно правильно подать, отрекламировать — например, приглашать режиссеров, рассказывать о создании. Уверен, тогда это с удовольствием будет смотреть самая широкая публика. И та пропасть, которая сегодня сохраняется между фестивальной анимацией и массовой продукцией, постепенно будет становиться меньше. Зрители поймут: российская анимация жива.

Автор — режиссер-мультипликатор, арт-директор студии «Авиатор» 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир