Историческое развитие России никогда не было гладким, оно сопровождалось серьезнейшими противоречиями, жизненными трагедиями, но всегда было напряженным, наполненным поисками глубинных внутренних смыслов.
Собирательный образ страны и народа имеет огромное значение не только в структуре национальной идентичности граждан, но также и с точки зрения восприятия страны внешним миром. И такая идентичность как раз сейчас складывается. Однако этот процесс приходится по душе далеко не всем.
Особо острые формы приобрела дискуссия о цивилизационных основаниях российского исторического пути. И дискуссия эта преимущественно слышна со стороны внешнего окружения России. Запад интерпретирует любые попытки Москвы заявить о своих национальных интересах как политику «имперских амбиций», фундаментализма и даже реваншизма. Всё чаще звучат заявления о том, что Россия виновна в сознательном расшатывании фундамента политического и международно-правового порядка, сложившегося в Европе в течение последних 70 лет. Такой курс, по мнению западных партнеров, обусловлен исключительно стремлением политической элиты России консолидировать общество на началах имперской ностальгии и отвлечь его от груза внутренних проблем, которые в этой парадигме решить невозможно.
Уже не просто под сомнение ставится решающая роль Советского Союза в разгроме фашизма и победе во Второй мировой войне. СССР — на одной доске с агрессором, с его человеконенавистнической идеологией и политикой. Россию устами влиятельных политиков Запада вновь располагают на «оси зла», изображают страной, грозящей человечеству мировой катастрофой. Отсюда и политика санкций, и предписания «строгого покаяния» России, конечно же, под контролем опытных врачей, представляющих силы «мировой демократии».
Но у России есть свой ответ на все эти вызовы. И ответ этот — взаимодействие. Утверждаемая сегодня страной модель многополярного мира позволяет решить многие противоречия в международных отношениях, исходя из положения о том, что любая страна, любой народ в своем историческом развитии должны с неизбежностью руководствоваться национально-государственными интересами. Их реализация и выступает предпосылкой естественного и равноправного движения общества в мировом политическом процессе. Эта модель как раз позволяет отойти от угрозы столкновения цивилизаций и приблизиться к их диалогу и сотрудничеству.
Наполнение этой модели новым смыслом будет неизбежно не только расширять возможности противостояния политическому гегемонизму, военно-экономическому диктату отдельных стран и объединений, но и изживать уже дискредитировавшие себя подходы к решению сложных задач глобализирующегося мира. Составляющие этой модели — равноправие и самоценность культур, верований и традиций, жизненных укладов и ценностных установок вкупе с требованиями недопустимости силового вмешательства во внутренние дела других государств. Подкрепленная конвенциональным оформлением принципов и механизмов сотрудничества в этом направлении, эта модель может вызвать весьма серьезную поддержку в мире, способствовать укреплению позитивного образа России как двигателя новой системы международных отношений.
В современных условиях вполне объяснимо позиционирование России как особого мира, страны-цивилизации, если угодно — планеты, которая, сообразуясь с законами мироздания, идет по своей и только своей орбите.
Национальное самосознание — это своеобразный стержень общества и народа, который оценивается по тому, существует ли в людях национальное чувство, есть ли интерес народа к себе, знает ли народ себя, свою историю, культуру, национальный менталитет.
Именно Россия продемонстрировала миру непревзойденные образцы духовного подвижничества, напряженнейшие мистерии борьбы «правды» и «кривды», обостренное чувство справедливости. Традиции отечественной политической истории явили разнообразные образцы. Раболепие, бюрократическое чванство, мздоимство и произвол — также в их числе. Но в то же время история полна примеров самоотверженного служения родине, долгу, присяге. Наполнение идеи служения высоким духовным смыслом питало лучшие умы России, выступало пружиной саморазвития народного духа.
Взять на себя конституирующую роль в создании нового жизненного уклада, стать условием действительной консолидации общества, обеспечить его стабильность, духовное здоровье, его поступательное развитие может прежде всего принцип сильной государственности. Этот принцип как никакой другой способен аккумулировать в себе возможности мобилизационного развития и способности перерастания общества в более зрелую стадию: полнее развернут себя институты правового и социального государства, подкрепленные механизмами возмужавшего гражданского общества.
«Политик мыслит категориями выборов, государственный деятель — категориями государственных интересов» — эта формула, хотя рожденная и не на отечественной почве, крайне актуальна и для современной России.
Консолидация общества может оказаться прочной лишь в том случае, если принцип сильной государственности, органично опирающийся на отечественную политическую традицию, ожидания населения, будет тесно увязан с требованиями демократизации системы, а кроме того, с развитием институтов гражданского общества в стране, если оно будет подкрепляться развитием всех других позитивных начал, работающих на новое качество жизни россиян и страны в целом.
Автор — профессор МГУ, заведующий кафедрой российской политики факультета политологии
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции