Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Охта и Лахта

Писатель Евгений Водолазкин — о том, как самый высокий небоскреб Европы стал памятником умению договариваться
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Недавно я побывал на строящемся небоскребе в Лахте. «Лахта-центр» (так называется небоскреб) заменил собой проект «Охта-центр», еще несколько лет назад вызывавший ожесточенные споры. В названии изменились всего две буквы, да и сам проект во многом повторяет первоначальный, но разница между ними огромна.

Всё началось со звонка из «Лахта-центра». Мне предлагалось посетить небоскреб, пока его полностью не застеклили: совсем, сказали, другой вид. Предложение, признаюсь, оказалось неожиданным — и не потому даже, что я нечастый гость в незастекленных небоскребах. Всё дело в том, что в свое время я, мягко говоря, не был фанатом «Охта-центра», а был как раз таки наоборот. В числе других противников небоскреба пытался доказать, что его строительство сместит все пропорции городской архитектуры, а это будет концом Петербурга. И, по слову Александра Галича, «где устно, где письменно» я свою позицию обозначал.

В устном жанре запомнилась беседа с тогдашним губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, посетившей Пушкинский дом. После торжественной части вечера предполагалась часть неформальная, где я намеревался серьезно (и неформально) поговорить с Валентиной Ивановной о небоскребе.

Беседа состоялась, но не сразу. Когда проголодавшаяся после торжественной части публика двинулась к фуршетным столам, Валентины Ивановны в зале уже не было: она отправилась осматривать коллекции Пушкинского дома. Чтобы не расслабляться перед ответственной встречей, я к столам решил не подходить.

После длительного ожидания становилось, однако, всё более очевидным, что Матвиенко я упустил. Огорченный этим обстоятельством, я вернулся было к фуршету, ища в нем хоть какого-то утешения. Но (горе опоздавшему) столы тоже уже не радовали. На них оставалась лишь водка и почему-то киви. За неимением другой закуски мне пришлось взяться за киви: оказалось — приемлемо.

Движимый шестым чувством, я в какой-то момент еще раз покинул зал и — увидел Валентину Ивановну, идущую по коридору к выходу. Надо ли говорить, что в одной руке у меня была рюмка, в другой — киви и не было ни малейшего времени, чтобы избавиться от того и другого. Я решил пренебречь условностями и беседовать в тех обстоятельствах, которые сложились.

При моем появлении сопровождавшие губернатора лица слегка нахмурились, но, заметив, что Валентина Ивановна готова беседовать со мной, вмешиваться не стали. Возможно, сочетание водки и киви показалось им не лишенным изысканности. Выслушав меня внимательно, Валентина Ивановна ответила, что мониторинг показал существование лишь двух критических для архитектуры города точек. Первую я теперь уже забыл, а второй был Смольный собор.

Собственно, эта вторая точка волновала меня больше всего, потому что создавалась она архитектором Растрелли. На фоне небоскреба архитектора Никандрова собор автоматически превращался бы в матрешку, о чем я со всей ответственностью сообщил губернатору. Валентина Ивановна заверила меня, что в любом случае окончательное решение еще не принято.

Всё это я говорю к тому, что звонок из «Лахта-центра» имел для меня свою предысторию. И я не очень понимал, приглашают меня вопреки моей прежней позиции или благодаря ей. К счастью, я не стал задумываться над этими двумя предлогами, а, взяв с собой жену и дочь, просто поехал. И, честное слово, не пожалел.

Эти большие штуки могут быть по-настоящему красивы. В том, что это так, я убеждался и прежде, побывав, например, на радио в Эмпайр-стейт-билдинг или в родном издательстве АСТ в Москва-Сити. Любовался ими во Франкфурте, Дубае, Токио — да мало ли где. Но ни лежащий внизу Нью-Йорк, ни панорама Москвы не сравнятся с фантастическим видом на залив, порт и соединенные мостами острова Петербурга.

Сам «Лахта-центр» очень хорош — как хороша всякая вещь, построенная на своем месте. В сравнении с прежним проектом он стал выше и чуть изменил форму. Несмотря на свои 462 м (теперь это самый высокий небоскреб в Европе), здание не подавляет, наоборот: зовет, что называется, ввысь. И, что существенно, размещаться в нем будет множество общественно значимых учреждений, включая студии, конференц-залы и даже планетарий. Я бы, правда, внес небольшую правку в «иностранское» название небоскреба, наименовав его просто «Лахта». Это вопрос не патриотизма, но стиля.

Всякий город — даже такой, как Петербург, — должен развиваться. Главное, чтобы происходило это не на месте исторического центра, а рядом с ним. Расширяясь в пространстве, город как бы углубляется во времени, предъявляя одновременно разные свои эпохи. Да, «Лахта-центр» и сейчас виден из города — но не в качестве доминанты, а как «один из», на правах, если угодно, одного из шпилей.

В каком-то смысле этот хеппи-энд оказался закономерным. Впоследствии я услышал, что Валентина Матвиенко изначально отстаивала перенос небоскреба за пределы города. Так что наш с ней видимый миру диалог происходил, оказывается, на фоне ее невидимых миру усилий, которые вызывают у меня уважение.

Один из важных уроков этой истории — не архитектурный, а общественный. «Лахта-центр» стал своего рода памятником умению договариваться, а по большому счету — способности слышать мнение людей. Ведь, что ни говори, это качество не имеет в нашей истории глубоких корней. Здесь, как и в области небоскребов, нам еще есть куда расти.

Если же перевести рассуждения в область персонального — для меня, вообще говоря, главную, — то следует вспомнить призыв Дмитрия Сергеевича Лихачева высказывать свою точку зрения даже в ситуации, которая выглядит безнадежной. Как в случае с моим любимым плодом: это ведь, возможно, только кажется, что ситуация «зеленая» и «не вызрела». На деле же всё обстоит иначе.

Автор — писатель, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского дома)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир