Рыба выбирает маршрут


«В последние несколько лет мы активно занимались обновлением рыбохозяйственного комплекса — во всяком случае, в сравнении с тем, как это было в предыдущее десятилетие. Ввели новую систему государственной поддержки. Я имею в виду квоты на инвестиционные цели. Их смогут получать организации, которые вкладывают деньги в строительство современных рыбопромысловых судов», — заявил 23 августа на встрече с руководителями предприятий рыбохозяйственной отрасли Дальнего Востока председатель правительства России Дмитрий Медведев.
По данным Росрыболовства, сейчас на стадии проработки находятся 40 контрактов на строительство рыбопромысловых судов и 15 — на создание рыбоперерабатывающих заводов. Из них порядка 15 судов и 10 заводов — в Дальневосточном регионе. Это неудивительно, здесь вылавливается две трети всей добываемой в стране рыбы и морепродуктов.
Всего в прошлом году было добыто 4,7 млн т рыболовецкой продукции, и, по мнению главы Росрыболовства Ильи Шестакова, в ближайшем будущем может быть пройден пятимиллионный рубеж — за счет возобновления промышленной добычи сардин иваси, которых наши рыбаки не вылавливали два десятка лет.
Однако при всех успехах российских рыбаков и их оптимистичном настрое на рыбные рекорды премьер обозначил главную задачу: увеличить объемы поставок дальневосточной рыбы в регионы России.
«Задача, с которой пока мы не до конца справляемся, — поставки продукции из Дальневосточного округа по всей стране», — сказал Дмитрий Медведев.
Сейчас растут объемы перевалки рыбы не только через порты (по результатам 2016 года они превысили 1,5 млн т). Увеличился объем перевозок рыбной продукции и по железной дороге: по итогам 2016 года он составил 668,7 тыс. т, что на 2,4% больше результата 2015 года.
В этом году показатели продолжают расти. По данным пресс-службы Дальневосточной железной дороги, перевозки тихоокеанских морепродуктов ускоренными поездами за семь месяцев 2017 года выросли почти вдвое по сравнению с прошлым годом.
«С начала года отправлено 96 ускоренных рефрижераторных поездов, груженных морепродуктами общим весом 179,6 тыс. т. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было отправлено 54 ускоренных состава, перевезено около 95,4 тыс. т рыбы», — сообщила агентству ИТАР-ТАСС представитель пресс-службы ДВЖД Инна Пепеляева.
Насыщение внутреннего рынка — задача государственной важности. Однако экспортные поставки остаются более доходным видом деятельности для дальневосточных рыбаков. Россия сейчас является крупнейшим поставщиком морепродуктов в Китай. За первые семь месяцев этого года в Поднебесную было экспортировано 644,29 тыс. т рыбы на $824,54 млн. Для сравнения, Норвегия, крупнейший мировой поставщик рыбной продукции, экспортировала в Китай за этот же период 110 тыс. т, а США — 202 тыс. т. За весь прошлый год в Китай было отгружено 903 тыс. т рыбы, или 38% всех импортированных в эту страну морепродуктов. Налажены поставки мороженой рыбы и в Японию, Южную Корею и Вьетнам.
Даже по официальным статистическим данным видно, что за границу отгружается столько же или даже больше дальневосточной рыбы, чем на внутренний рынок. Причина не столько в цене — она как раз на внутреннем рынке порой выше, — сколько в удобстве логистических схем. Морская доставка до европейской части страны — долгая, да и контроль за работой рефрижераторного контейнера на судне затруднен. Поставка по железной дороге — дорогая, и скорость доставки оставляет желать лучшего. Дальневосточная железная дорога забита эшелонами с экспортным углем из Кузбасса, в таких условиях формировать ускоренные грузовые поезда сложно, а обычные идут около двух недель (ускоренные — десять суток). Усложняет работу железнодорожников и начавшиеся во Владивостокском тоннеле (больше известном как тоннель имени Сталина) ремонтные работы. Этот тоннель связывает главный ход дальневосточной магистрали со станцией Мыс Чуркин, местом, где перегружается большая часть выловленной в Приморье рыбы. Тоннель был построен в 1935 году, и необходимость в его ремонте назрела давно. На время ремонта поезда по тоннелю смогут ходить только ночью.
Впрочем, транспортники пытаются улучшить ситуацию.
В прошлом году РЖД согласовали с Росрыболовством новые схемы доставки рыбной продукции. В рамках этих договоренностей были запущены восемь новых скорых грузовых поездов со сроками доставки скоропортящейся продукции с Дальнего Востока в Центральный округ за неделю. Для работы этих поездов был изменен весь график движения на дистанции. В результате ускоренные рефрижераторные поезда двигаются практически со скоростью пассажирского поезда. Работа над оптимизацией маршрутов продолжается и в этом году.