Хореографы в правильном контексте


Деятели русского балета предприняли очередную попытку пестовать хореографов в родной стране. На этот раз инициатором хореографических воркшопов выступила прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва. В продолжение Международного фестиваля современной хореографии CONTEXT народная артистка России открывает образовательную студию «Context Pro / Балет. Современный танец. Йога».
Проект стартует 20 сентября в Санкт-Петербурге на острове Новая Голландия. По словам Дианы Вишнёвой, его основная цель — повышение доступности балетного искусства и «обращенность к молодым хореографам».
— В процессе развития моего фестиваля CONTEXT я увидела необходимость в репетиционной площадке, где каждый хореограф независимо от опыта и знаний имел бы возможность воплотить свои идеи и замыслы, — рассказала «Известиям» балерина. — Мне захотелось создать место, где люди смогли бы погрузиться в танец и ощутить свободу движения. Экспериментировать лучше не на сцене, а в творческой лаборатории — не боясь совершить ошибку.
В помощь хореографам Студия Context Pro будет проводить тренинги известных постановщиков и танцовщиков. Первый образовательный сеанс был запланирован еще до старта: в преддверии открытия прошел «День современного танца Израиля», включивший кинопоказы, мастер-классы, лекции и дискуссии.
Инициатива Дианы Вишнёвой — не первая ласточка. Периодически в России возникают проекты, призванные ликвидировать хроническое отсутствие молодых авторов (и это несмотря на то, что Россия — единственная страна мира, готовящая дипломированных хореографов). Однако на мировом балетном рынке наших постановщиков, кроме реставраторов, практически нет. Исключение — Алексей Ратманский, с успехом ставящий свои балеты как в Европе, так и в Америке.
В свое время он, будучи худруком балета Большого театра, стал вдохновителем первого в России хореографического воркшопа. Участники того проекта — Кирилл Симонов и Алексей Мирошниченко — успешно трудятся в театрах России. Юрий Бурлака ставит аутентичные балеты за рубежом. Нынешнее руководство ГАБТа в продолжение темы провело в 2016 году свои «Мастерские». У программы были куратор Сергей Филин и строка в бюджете, а также поддержка худрука Махара Вазиева. Тем не менее дальше рабочего показа (критики на него допущены не были) начинание не двинулось, и о новых акциях «Мастерских» пока не сообщалось.
Свою лепту в воспитание хореографической поросли вносит Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ). В поисках эксклюзивной продукции и новых имен его руководство в сезоне-2015/16 предоставило экспериментальную Малую сцену молодым российским хореографам. Проект получил название «Точка пересечения» и оказался успешным: балет «Чай или кофе» в постановке Андрея Кайдановского стал номинантом национальной премии «Золотая маска».
В следующем сезоне администрация МАМТа провела воркшоп с участием хореографов, работающих на Западе, — впрочем, современная хореография настолько интернациональна и мобильна, что местонахождение ее представителей особой роли не играет. А вот регулярность проведения мастерских и мастерство их руководителей, как выяснилось, имеет вес.
По мнению мэтра отечественной хореографии Бориса Эйфмана, основной и наиболее эффективной формой обучения постановщиков должна стать «мастерская при мастере».
— Молодым нужна не только возможность поставить — необходима работа с мэтром. Чтобы тот объяснил, научил, открыл новое воображение, заставил мыслить хореографически, — подчеркнул хореограф в разговоре с «Известиями».
Для работы в своей мастерской в новом Дворце танца Борис Эйфман планирует пригласить первых лиц мировой хореографии — Ноймайера, Килиана, Форсайта. Однако здание его Дворца танца пока в проекте, а мастерские Большого театра и МАМТа остаются разовыми акциями. На этом фоне пока скромная студия Дианы Вишнёвой в Новой Голландии имеет шанс стать одним из немногих в стране стационарных мест подготовки хореографических кадров.
После окончания Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой Диана Вишнёва была принята в Мариинский театр, где служит по сей день.