Театр начинается


Утром во вторник, 22 августа, Кирилла Серебренникова задержали по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере, сам режиссер, по данным источников, свою вину не признает. Худруку «Гоголь-центра» вменяют в вину хищение как минимум 68 млн рублей. Сейчас решается вопрос о мере пресечения. С чего начался скандал вокруг Серебренникова и к чему может привести возбуждение уголовного дела против режиссера, разбирался портал iz.ru.
За государственный счет
По словам адвоката Серебренникова Дмитрия Харитонова, худрука задержали в Санкт-Петербурге, а оттуда перевезли в Москву. На момент написания материала он находился в здании главного управления Следственного комитета. «Нас никто не предупреждал, что планируются следственные действия, поэтому мы были не в Москве. Если бы предупредили, мы бы сами явились. До моего приезда в Следственный комитет Кирилл в следственных действиях участвовать не будет», — пояснил адвокат. Впрочем, отметим, что в случае признания вины режиссеру может грозить до десяти лет лишения свободы.
Изначально Серебренников проходил свидетелем по делу о пропаже 200 млн бюджетных рублей. 23 мая в квартиру худрука нагрянули оперативники с обыском. Затем следственные действия продолжились в здании театра. Дело переквалифицировали в статью о мошенничестве. Как информировали правоохранители, деньги были похищены в период с 2011 по 2014 год.
По версии следствия, театральная компания «Седьмая студия», которой были выделены эти средства, растратила и присвоила значительную их часть. Эту компанию Серебренников основал еще до назначения руководителем «Гоголь-центра». Всего за четыре года «Седьмой студии» выделили из бюджета 200 млн рублей на развитие другого проекта режиссера — «Платформа», задачей которого была популяризация современного искусства. Проект утвердило правительство в конце 2011 года, затем документ подписал президент Владимир Путин. Координацией проект занималась личная помощница режиссера Анна Шалашова. Генеральным продюсером стал Алексей Малобродский, впоследствии занявший должность директора «Гоголь-центра». «Платформа» позиционировала себя как экспериментальную площадку для молодых деятелей современного искусства по четырем направлениям: театр, музыка, танец и визуальное искусство.
Раскрутка по спирали
Однако вернемся к главному. Спустя несколько дней после обысков в «Гоголь-центре» задержали бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву и гендиректора организации Юрия Итина. Женщину заключили под стражу, а руководителя студии поместили под домашний арест. Их обвинили в хищении в общей сложности 1,2 млн рублей из выделенных государством 66,5 млн. Позднее сумма ущерба была увеличена почти вдвое. Похищенные средства должны были пойти на постановку спектаклей и организацию гастролей, а также на проведение творческих семинаров.
На этом раскрутка сюжета не закончилась. 21 июня задержали бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского. За два года до этого он был уволен со своего поста с формулировкой «за допущенные финансовые нарушения в деятельности учреждения культуры Москвы». А в начале июля Большой театр отменил премьеру балета «Нуреев» под руководством Серебренникова за три дня до ее предполагаемого показа. Ее перенесли на год, объяснив это тем, что постановка еще «не готова». Сам режиссер отказался комментировать происходящее, отметив, что таким было решение руководства театра.
Также в июле состоялось первое слушание дела о хищениях бюджетных средств в суде. В числе прочего бывшего директора театра Малобродского обвинили в хищении денег на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», который хоть и вошел в репертуар театра, но так и не был поставлен. Сторона обвинения ходатайствовала об аресте Малобродского в связи с тем, что он является гражданином Израиля, а значит, может покинуть страну. Сам Серебренников утверждал, что труппа театра выступала с постановкой в Париже, а в России была номинирована на национальную театральную премию. Серебренников, присутствовавший на процессе, сравнил происходящее с событиями из романов Франца Кафки. А уже в августе у него отобрали загранпаспорт.
В том же месяце прошло еще одно заседание в Мосгорсуде, на котором бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева признала свою вину и дала показания против режиссера. Она утверждала, что Серебренников создал студию специально для отмыва денег. «Серебренников и Малобродский обналичивали средства с моей помощью», — раскрыла схему она. Позднее выяснилось, что показания на худрука «Гоголь-центра» дали и другие сотрудники бухгалтерии, в том числе Татьяна Жирикова, которая проходит по делу свидетелем. Они и стали основанием для привлечения режиссера к уголовной ответственности.
Гибкие люди
Тем временем творческая интеллигенция, деятели культуры и либеральная общественность моментально отреагировали на сообщения о задержании и возможном аресте Серебренникова. Его сторонники начали собираться у здания театра в знак поддержки режиссеру. У здания СК уже дежурит толпа репортеров. А на платформе Change.org молниеносно появилась петиция в защиту обвиняемого. На момент публикации материала ее подписали более 1,5 тыс. человек.
В защиту Серебренникова высказался бывший министр финансов Алексей Кудрин. В своем Twitter он признал арест режиссера «явно избыточной мерой».
Режиссер Павел Лунгин, выступая на «Эхе Москвы» упрекнул правоохранительные органы в отсутствии гибкости и излишней «мстительной жестокости». «Мы еще раз видим, что наши правоохранительные органы не дают заднего хода, не могут проявить гибкость. Как библейское такое чудовище было китобраз, которое могло ходить только прямо и давило всех, кто перед ним находился, точно так же и они уже, раз сформулировав это обвинение, не могут отступить. Им надо доказать, что они были правы, им надо обязательно посадить, арестовать», — заявил Лунгин .
Худрук театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович назвал происходящее бредом и абсурдом. «Я не верю, что Серебренников что-то себе мог положить в карман. Он настоящий большой художник. Я не понимаю, зачем это надо. У меня такое ощущение, что люди хотят опозорить страну, но я не понимаю, зачем», — возмутился он.
Похожую позицию занял художник-мультипликатор Юрий Норштейн. Он отказался верить в причастность коллеги к многомиллионным хищениям и заявил, что на такое способен только «человек, у которого нет такого внутреннего мира». «Я понять не могу этого, мне трудно поверить в то, что такой талантливый человек — а он действительно очень талантливый, он успел проявиться во всех областях, и кино, и театр, — будет размениваться на денежные посулы. Художник живет совсем другими принципами, ему не так много надо», — сказал Юрий Норштейн. А режиссер Павел Бардин в своем Facebook признал происходящее «победой культуры насилия над культурой».
В свою очередь, представитель СПЧ Николай Сванидзе считает, что Серебряников не несет физической угрозы обществу, и не видит смысла в его задержании. «Он не насильник, не убийца, не грабитель, он не нападает на людей. Поэтому совершенно непонятно, к чему его задерживать. Зачем такие жесткие меры?» — считает Сванидзе.
Режиссер Никита Михалков отказался комментировать задержание Серебренникова. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Иосиф Кобзон выразил сожаление, что режиссер был заподозрен в преступлении. По его мнению, вину Серебренникова должно доказать следствие. «Когда происходят такие вещи, они, с одной стороны, вызывают возмущение, почему творческих работников [задерживают]. А с другой стороны, нельзя творческим работникам нарушать закон. Так что комментировать пока нечего, потому что всё остальное скажет Следственный комитет», — пояснил народный артист.
К чему может привести задержание Серебренникова? Как мы уже написали выше, у «Гоголь-центра» начали собираться его защитники. Не исключено, что к вечеру народу у «Гоголь-центра» будет в разы больше. Не стоит забывать и о том, что такой повод, без сомнений, попробуют использовать оппозиционеры всех мастей, чтобы собрать многочисленный митинг. А история с хищением бюджетных средств, можно предположить, будет упакована как борьба с инакомыслием, да и вообще — притеснение либералов от культуры. Впрочем, наверняка можно сказать одно: сегодняшние события — далеко не конец этой отдельно взятой эпопеи.