Цены подрастают к школе
Рост цен на ряд товаров для школьников в разы превысил инфляцию. Например, ранцы за год стали дороже на 13%, учебники — на 10%, одежда для школьников — на 6–10%. Производители детских товаров объясняют ситуацию повышением цен на эти товары у поставщиков еще в предыдущие сезоны. В Минэкономразвития при этом отметили, что темпы подорожания постепенно снижаются.
Цены на ряд товаров для школьников выросли в этом июле на 6–13% относительно того же месяца 2016 года, свидетельствуют данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), с которыми ознакомились «Известия». Такое подорожание значительно превышает инфляцию, которая, по данным ЦБ, на июль составила 3,9% в годовом выражении.
По данным ЕМИСС, в целом по России средняя потребительская цена рюкзака для школьников в июле составила 1777 рублей и за год выросла на 13%. Учебные пособия в среднем стоили в июле по 394 рубля и стали дороже на 10%.
Также значительно подорожали одежда и обувь для школьников. Цена на рубашку составила 695 рублей и превысила прошлогоднюю на 10%. Столько же прибавили в цене спортивные костюмы — до 1726 рублей. На 8% подорожали брюки из полушерстяных тканей (до 1335 рублей), блузки (до 1106 рублей), ботинки и полуботинки (до 1929 рублей). Платья и юбки из полушерстяных тканей подорожали на 7% — до 1560 рублей и 1124 рублей соответственно. Цена джемпера выросла на 6% и составила 1133 рубля.
В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что «с начала года рост цен на большинство этих товаров минимальный за последние пять лет».
— В годовом выражении рост цен с начала года замедляется. Так, например, на школьно-письменные и канцелярские товары рост цен в июле замедлился до 7,1% год к году с 12,3% в январе, на одежду для детей школьного возраста — с 8,1% год к году до 6,1% и т.д., — сказали в Минэкономразвития.
В пресс-службе Минпромторга заметили, что «повышение стоимости сырья в той или иной степени сказывается на повышении цены готовой продукции» и отечественные ткани для формы не дорожают благодаря господдержке.
— В 2016 году введен и успешно зарекомендовал себя такой механизм, как предоставление субсидий на производство камвольных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся в начальных классах. Благодаря этой мере поддержки выпуск камвольных тканей в 2016 году превысил показатели 2015 года в 2,5–3 раза и позволил произвести школьную форму надлежащего качества по доступным ценам. Механизм субсидирования обеспечил сокращение цены на комплект школьной формы в среднем на 30–40%, — заявили в Минпромторге.
Там добавили, что «в этом году также благодаря этой мере поддержки цены на школьную форму из российских камвольных и поливискозных тканей расти не будут».
В Минобрнауки оперативно не ответили на запрос «Известий».
Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина сказала, что наблюдаемый рост потребительских цен — результат повышения стоимости поставок еще позапрошлого года.
— Сейчас эти товары прошли полный цикл от доставки до продажи всех сезонов, — пояснила она.
При этом, по словам Антонины Цицулиной, значительно расширился экономсегмент продукции для детей.
— Особенно это касается товаров первой необходимости, что не только стабилизирует курсовые колебания валюты и инфляцию, но и повышает возможность выбора внутри категории, — обратила внимание Антонина Цицулина. — Мы спокойно смотрим на имеющийся ассортимент и цены, а вот состояние детского и семейного бюджета нас серьезно беспокоит.
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин полагает, что рост цен на детские вещи связан с падением курса национальной валюты.
— Ускорение девальвации рубля вынуждает предприятия (независимо от их количества) применять своего рода ценовую компенсацию. Причем это вынуждены делать производители практических всех отраслей — это касается и компаний, производящих сырье и «полуфабрикаты» для школьной формы. Также из-за девальвационного тренда происходит ужесточение условий банкового коммерческого кредитования отрасли. Всё перечисленное — стимулы для удорожания школьной формы и ее составляющих, а также другой продукции легпрома, — сказал Андрей Разбродин.
По словам директора Института конъюнктурных исследований Георгия Остапковича, значительный скачок стоимости школьных принадлежностей и одежды наблюдается ежегодно.
— Всегда повышаются цены перед какими-то важными событиями: перед праздниками дороже становятся продукты, в сезон посевов — бензин и т.д. Такой сюжет распространен у предпринимателей в разных странах, — сказал Георгий Остапкович.
По мнению эксперта, со временем цены несколько снизятся, однако прежними они уже не станут. Бороться с повышением цен перед учебным годом, по словам экономиста, можно только за счет повышения конкуренции среди производителей, которая сегодня в России низка. При этом Георгий Остапкович обратил внимание, что обычно родители стараются покупать детям одежду и школьные принадлежности заранее.
По данным Минобрнауки на 15 июля этого года, всего в общеобразовательных учреждениях страны учатся 14,5 млн человек.