Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Андрей Кончаловский в кадрах и словах

Празднование юбилея народного артиста сопровождают кинофильмы и лекции
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

20 августа режиссер Андрей Кончаловский отмечает 80-летие. По этому случаю в кинотеатрах сети «Москино» пройдут бесплатные показы его фильмов, а сам режиссер уже встретился с поклонниками и прочел им лекцию о путях развития кинематографа и театра.

Мини-фестиваль фильмов Кончаловского откроется 19 августа. В кинотеатре «Полет» покажут его дебютную ленту «Первый учитель», снятую в 1965 году по мотивам одноименной повести Чингиза Айтматова. Роль педагога исполнил Болот Бейшеналиев, роль сироты, поверившей в первого учителя, — Наталья Аринбасарова. За эту работу она получила «Кубок Вольпи» (приз за лучшую женскую роль) на Венецианском кинофестивале.

В кинотеатре «Молодежный» состоится показ экранизации пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» (1970). Часть фильма снята на цветную пленку «Кодак», доснимали картину на советской черно-белой пленке. В результате кино получилось отчасти цветным, отчасти черно-белым, и выглядит это как специально задуманное художественное решение.

Недавний фильм Кончаловского — черно-белую драму «Рай» (2016) — будут демонстрировать в кинотеатре «Юность». Завершатся показы 21 августа мини-сериалом «Сибириада» (1978). Четырехчасовая эпопея с участием Никиты Михалкова, Людмилы Гурченко, Натальи Андрейченко и других звезд советского кино рассказывает о семьях Устюжаниных и Соломиных из сибирского села Елань. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля.

Но не только фильмами будет радовать поклонников юбиляр. В преддверии юбилейной даты в московском институте «Стрелка» он прочел лекцию о кинематографе и театре. Послушать Кончаловского пришли более тысячи поклонников его творчества. «Известия» предлагают вниманию читателей некоторые высказывания мэтра.

Об артистах 

Большой артист — не тот, кто сам плачет, а тот, кто заставляет это делать зрителя. В этом смысле кино принципиально другое искусство, нежели театр. У нас масса звезд кинематографа. Возьмите, к примеру, Тома Круза и выпустите его на сцену в роли Гамлета. Через 20 минут будет понятно, что он не «тащит».

Театр — это длинные дистанции и маленькая зарплата. Я нежно люблю актеров, которые работают в театре. Они каждый день раздеваются на сцене в духовном плане догола. Это требует колоссальной энергии.

В кино из восьми часов семь часов сорок минут занимает подготовка. А потом 20 минут режиссер кричит: «Стоп. Камера. Мотор. Начали. Погромче». Здесь актер использует энергию спринтера: за минуту ты должен выдать максимум и потом, если недоволен, то попросить: «А можно еще разок?»

О специфике визуальных искусств

Я в режиссуре театра не так давно — всего лет 30, в кино чуточку побольше. Очень часто наши любознательные критики ищут кинематограф в моих спектаклях, не понимая, что это в принципе невозможно. Ибо театр — вещь абсолютно условная, его можно смотреть слепым, так как в нем заключена энергия слова. Кино же — вещь безусловная, его можно смотреть будучи глухим, так как это картинка.

О глобализации

За последние 25 лет у нас очень сильно изменилось сознание. Глобализация, реклама, пиар, интернет... Мы сейчас находимся под гнетом большого количества образов. Сегодня происходит некая, пардон, диарея картинок. Ведь что такое образ? Изображение, которое взывает у вас мгновенную реакцию. Перенасыщенность образов рождает у нас некое отупение.

К сожалению, коммерческие кино продолжает эту тенденцию. Отсутствие возможности созерцания доведено до предела. Сегодня в блокбастерах кадры меняются с частотой в 3,5 секунды. В современном фильме около полутора-двух тысяч склеек. Лет 50 назад эта цифра была около 400.

О массовом и элитарном искусстве

Массовое искусство всегда похоже на порнографию. Его задача — возбудить, удовлетворить и забыть. В настоящем искусстве так не происходит. Ты посмотрел и только потом начинается настоящий внутренний процесс. Помолчать после восприятия большого произведения искусства — это величайшее наслаждение. Счастье для режиссера, когда зритель уходит с желанием с кем-нибудь поговорить об увиденном.

О русском зрителе

Иногда зритель бывает очень тяжелым. Особенно где-нибудь в Норвегии или Латвии. На спектаклях гробовое молчание. После — жидкие аплодисменты и, как оказывается в итоге, — грандиозный успех. Просто у них не принято аплодировать. А в России — принято.

Считаю, что у нас лучший в мире зритель. Эмоциональная связь между людьми в зале и актерами делает наш театр самым живым, и я надеюсь, что мы сможем ее сохранить. Зашел в Дом актера, а там просто кишит какая-то своя жизнь. И я подумал, что Россия — последняя из стран, где жив театр.

О тайне искусства

Очень хорошо по этому поводу сказала одна писательница. Наша реальность — это забор. Художник пытается приподняться на цыпочки и увидеть, что скрыто за ним. Мало кто имеет рост, чтобы дотянуться. Многие на секунду подпрыгивают, что-то им там показалось, они запечатлели и снова тянутся. Гению удается зависать, и он начинает видеть нечто, что невыразимо словами, но проникает в душу. Это похоже на шаманизм, но куда ж деваться?! Искусство, по сути, и есть шаманизм.

Читайте также
Прямой эфир