Налог на Google как позитивный пример

Сегодня бурно обсуждается одна из самых актуальных и горячих тем: введение НДС на товары, реализуемые зарубежными интернет-магазинами. У инициативы есть как сторонники, так и ярые противники. При этом в процессе внедрения нововведений существует трудность: зачастую сами компании просто не понимают, какие именно налоги и в какой ситуации они должны платить. А главное — где и за что. Из чего же должен состоять налог и зачем он понадобился нашему государству?
Прежде всего стоит отметить, что моделью НДС на товары стал так называемый налог на Google, введенный на территории РФ зимой. Суть его заключается в следующем: иностранные компании, оказывающие услуги физическим лицам на территории России, становятся налоговыми резидентами нашей страны и платят 18%.
Такие услуги охватывают большое количество областей — социальные сети, программное обеспечение, игры, базы данных, хостинги, рекламу и торговые площадки (это и услуги такси, и продажа товаров, и многое другое). Возьмем, к примеру, общеизвестный сервис booking.com. Если вы, собираясь на отдых, бронируете гостиницу в Испании, то она не платит никакие отчисления в российский бюджет, ведь пользоваться ее услугами вы будете на территории другого государства. Однако сам сервис должен оплатить налог 18% со своей комиссии, поскольку им услуга оказана на территории России. Такси Uber платит налог с каждой поездки, а Ebay — с комиссии от продажи товара.
А вот если российская компания размещает свою программу в Appstore, то комиссию за нее также платит Appstore. И этот подход совершенно логичен и справедлив, ведь таким образом исключается двойное налогообложение, а компании находятся в заведомо равных условиях ведения бизнеса. Такая система — мировая практика, признанная крупнейшими компаниями.
Зачем вообще понадобился этот налог? За что именно в конечном итоге платит потребитель?
Всё очень просто. В недалеком прошлом, если кому-то требовалось приложение для компьютера, то он покупал диск и его устанавливал. Налог платил продавец диска. Со стремительным развитием интернета никто больше не покупает софт на внешних носителях, скачивая его за плату у зарубежных юридических лиц, которые платят за это тот же налог 18%.
Как введенный налог отразился на потребителях? Некоторые компании включили его в свои цены, немного снизив маржинальность, и для потребителя это изменение осталось незамеченным, а кто-то поднял стоимость на сумму налога, указав это в цене. И тогда финальная сумма действительно немного выросла. Однако кардинальных изменений не произошло.
Что особенно интересно, сегодня не существует санкций по отношению к компаниям, которые не платят «налог на Google». Их ответственность основана исключительно на репутационных рисках. А это значит, что недобросовестная компания не будет интересна с точки зрения положения на бирже и IPO, иными словами, в нее не захотят инвестировать деньги. И сегодня, судя по количеству организаций, исправно платящих этот налог (в качестве налоговых резидентов в РФ зарегистрировались такие гиганты, как Amazon, Alibaba, Apple, booking.com, AIRBNB, Facebook, Google, Uber и др.), можно смело говорить, что система работает исправно.
Уплата налога по месту потребления услуги — продвинутая международная практика. Поэтому логично, что ее предлагают распространить также и на товары. Сегодня заказать что-либо из абсолютно любой точки мира стало невероятно просто и удобно. Но недаром государством был придуман механизм защиты локальных производителей, поэтому они также должны перестраиваться и оперативно реагировать на изменения мировой торговой конъюнктуры.
Приведенные примеры — всего лишь одна из точек зрения, основанная на практике введения «налога на Google». Другие подходы не только имеют право на существование, но и будут учитываться при рассмотрении правительством процесса введения НДС-регистрации зарубежных интернет-магазинов.
Автор — президент Ассоциации компаний интернет-торговли
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции