Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Филиппо обвинил Каллас в стремлении начать конфликт с Россией
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Спорт
Овечкин побил рекорд НХЛ по голам за сезон среди игроков в возрасте от 30 лет
Пресс-релизы
Первая всероссийская акция «Игрушка ветерану» собрала более тысячи работ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»

Беспилотная эйфория

Член Экспертного совета при правительстве РФ Андрей Ионин — о нетехнологических факторах, определяющих время появления беспилотного транспорта
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мир стремительно входит в очередную технологическую революцию. Ее результаты, а также социальные, экономические и политические последствия не ясны пока ни аналитикам, ни визионерам — лидерам инновационных компаний. Но потребители охвачены технологической эйфорией, требуя всё больше инновационных продуктов. Постоянная, растущая и неутолимая жажда технологических новинок становится уже сродни наркотической зависимости. 

Один из наиболее раскрученных объектов охватившей потребителей технологической эйфории — беспилотные автомобили, в которых уже не будет ни человека в качестве водителя, ни привычных органов управления в виде руля и педалей «газ-тормоз». 

Автомобили — один из столпов современной цивилизации. Изменения нам обещают самые революционные и только самые приятные. Возможность заниматься своими делами во время поездки или даже спать, более высокий уровень безопасности, снижение тарифов такси, общественного и грузового транспорта: робот-водитель работает без зарплаты в режиме 24/365. 

Складывается впечатление, что беспилотным транспортом занимаются все. Мировой автопром практически в полном составе, глобальные IT-компании, тысячи технологических компаний и стартапов по всему миру, в том числе в России. По оценкам компании McKinsey, на кону рынок объемом $4 трлн в год.

Информационный поток на тему беспилотного транспорта столь силен, что стрелка ожиданий массового появления таких автомобилей на дорогах резко качнулась влево — с далекого 2035 года на 2025 год и даже совсем близкий 2020 год.

Посмотрим на ситуацию вооруженным здравым смыслом взглядом, учитывая нетехнологические факторы, которые и определят темпы внедрения беспилотных автомобилей. 

Первый — потребительская ценность, которую сами пользователи зачастую оценивают иначе, чем разработчики. 

В чем реальные потребности, например, городского водителя легкового автомобиля (а это самый платежеспособный и массовый потребитель)? Ответ очевиден: водителям в городе в первую очередь нужна роботизация двух сценариев — «пробка» (движение в плотном потоке с невысокой скоростью) и «парковка» (оптимально, чтобы водителя в это время не было в машине). Именно здесь городской водитель теряет самое ценное: время, нервы и здоровье. И именно за это он будет готов платить немало и в первую очередь.

А что в первую очередь предлагают разработчики беспилотной технологии? Движение на магистрали: с редким потоком машин и высокой скоростью. Цена ошибки водителя-робота здесь максимально высока, зачастую смертельна. Страхуя себя от претензий, разработчики беспилотных технологий обязывают водителя всегда держать руки на руле и быть в постоянной готовности взять управление на себя. В любом случае вся ответственность остается на человеке за рулем. В чем тогда потребительская ценность такой технологии? Не будет ли модель «не управляю, но отвечаю» выматывать человека-водителя еще больше, чем в обычном автомобиле? 

Что касается, нелегкового автотраспорта, то после серии терактов, думается, эйфория по поводу скорого появления грузовиков и автобусов, в которых нет человека-водителя, испарилась. Очевидно, что риски для общества слишком высоки и, главное, неконтролируемы, по крайней мере, до момента создания киберзащищенных государственных систем мониторинга, подключение к которым станет обязательным для всего беспилотного транспорта. 

Следующий фактор — социальные и макроэкономические последствия появления беспилотного транспорта. Илон Маск, основатель компании Tesla и признанный визионер, считает, что развитие самоуправления для автомобилей в следующие 20 лет приведет к потере до 15% рабочих мест. Это мнение подтверждают исследователи из Оксфорда и Йеля, которые прогнозируют, что искусственный интеллект полностью заменит водителей грузовиков к 2027 году — всего через 10 лет. В кратчайшие исторические сроки лишатся работы сотни миллионов людей по всему миру. Им нужны новые рабочие места и новые профессии. В противном случае социальные риски становятся неприемлемыми. 

Не менее «революционные» прогнозы у компании Google относительно будущего автопрома: появление роботомобилей снизит спрос на новые автомобили в 10 раз! А ведь автомобилестроение — это одна из крупнейших мировых отраслей и значимый потребитель продукции для многих отраслей — металлургии, нефтехимии, приборостроения. Очевидно, что если этот сценарий реализуется, то глобальные и страновые экономические потрясения неизбежны, и они будут сильнее, чем от снижения цены на нефть в три раза. 

И когда уже в ближайшие годы общество и экономика столкнется с этими вызовами, ответственное государство не сможет не отреагировать. Основной путь — регулирование темпов внедрения беспилотного автотранспорта.

Третий фактор — инфраструктурный. Появление беспилотного автомобиля, безусловно, революция на транспорте. Но тогда необходимо вернуться на сто лет назад и вспомнить, как проходила предыдущая революция, связанная с переходом от конной тяги к массовому автомобилю. В ходе ее появились десятки миллионов километров дорог с асфальтовым покрытием, кардинально изменился облик и размеры городов: сегодня до 20% площади мегаполисов отдано автомобилям (в Москве — около 10%). Без всего этого — хороших дорог, многоуровневых развязок, больших и малых паркингов — массовый автомобиль был бы неэффективен и неудобен.  

Но путь этот занял десятилетия (а кое-где еще и не завершился) и обошелся человечеству в сотни триллионов долларов. Нет сомнений, что похожие по масштабам строительства и финансирования трансформации нужны и для беспилотных автомобилей — в частности, им нужны иные дороги, развязки, парковки и города. Не исключено, что и сама модель сосуществования людей и автомобилей станет иной. И большая часть этих работ по инфраструктуре может быть сделана только за счет государственного бюджета, возможности которого и определят темпы появления беспилотных автомобилей.

Но и это еще не всё. В отличие от привычных автомобилей беспилотные для своего движения требуют не только дорожной инфраструктуры и энергии, но и устойчивой широкополосной подвижной связи с уровнем защищенности заведомо выше, чем того потребуют обычные (не автомобильные) стандарты «интернета вещей». И навигации с точностью, которую принципиально не могут обеспечить спутниковые системы GPS/ГЛОНАСС (в ряде решений для беспилотных автомобилей используется точность на уровне сантиметров). И картографии — более подробной и актуальной до минут (сегодня навигационные карты обновляются не чаще одного раза в месяц). И все эти услуги не только должны быть качественно лучше, чем сейчас, но их поставщик должен нести юридическую и финансовую ответственность за их качество и в первую очередь за ошибки, приведшие к аварии. А такой ответственности никогда не было ни в подвижной связи, ни в спутниковой навигации, ни в картографии. Всё (инфраструктуру, услуги, бизнес-модели) для беспилотных автомобилей надо выстраивать иначе, чем сегодня. Кто и в какие сроки сделает это? Как и когда инвестор вернет свои немалые вложения в инфраструктуру?

До этого момента — без городской, дорожной и технологической инфраструктуры, заточенной именно под возможности и требования беспилотных автомобилей, — они будут подобны болиду «Формулы-1» на картофельном поле. Смотрится дорого и красиво, мотор громко рычит, но... простой трактор в поле эффективнее.

Автор — член Экспертного совета при правительстве РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир