Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Возвращение на улицу Горького

Писатель Владимир Березин — о символическом возвращении памятника Максиму Горькому
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На площадь Тверская Застава, что в конце улицы, ранее носившей имя Горького, возвращен памятник великому писателю.

Одна из советских москвоведческих книг называлась «Главная улица». У современников это не вызывало вопросов — главный город страны был Москва, а главной улицей — не широкий Ленинский проспект и не бесконечно длинный проспект Мира, а именно улица Горького, начинающаяся от Кремля, от гостиницы «Москва» и Госплана, не ставшего еще Государственной думой, и заканчивающаяся площадью Белорусского Вокзала.

В начале ее стояли настоящие сталинские дома, отделанные внизу гранитом, что Гитлер приберегал на памятник победы над Россией, там высился Моссовет и стоял памятник Пушкину. Потом Моссовет поменял свое название, памятник Пушкину перебрался с одной стороны улицы на другую, исчезла гигантская балерина на одном из зданий Пушкинской площади, да и сама улица поменяла свое название, вновь распавшись на Тверскую и 1-ю Тверскую-Ямскую.

Площадь Белорусского Вокзала (или площадь Тверская Застава) — место сакральное. Там стояла Триумфальная арка, встречая героев Отечественной войны 1812 года. Герои должны были ехать из Петербурга в Москву — и этой же дорогой приезжала в Москву старушка Ларина, которая везла свою дочь «в Москву, на ярманку невест», и это был тогда особый, главный путь между столиц — мимо Петровского замка, мимо церквей и монастырей, прямо в центр.

Место, одним словом, вполне литературное.

Триумфальную арку спасли, но переместили на Кутузовский проспект, что вполне комично — она встречает не победителей в той войне, а стоит у Поклонной горы, места, где Наполеон ждал ключей от уже загоравшегося города.

Посреди площади Белорусского Вокзала стоял памятник Горькому — это был путешествующий писатель с особой шляпой, которая воспринималась как шляпа путешественника. И вообще на нем был костюм путешественника.

Горький приехал в СССР из Италии, с Запада, а западным направлением ведал Белорусский вокзал, раньше называвшийся Брестским. И вот в память о безумной по своей пышности встрече на площади перед вокзалом была названа улица и поставлен памятник.

В те времена всякий москвич, совершая путешествие через эту площадь, мог остановиться и присесть на скамейку. В жаркий летний день на него падала тень от памятника и от деревьев небольшого сквера.

Сквер, кажется, вернется, и памятник вернулся.

Что будет думать «москвич или гость столицы» (вот удивительная формула советского времени!) во вновь возникшем сквере, вокруг которого, дребезжа звонками, поедут трамваи?

Во-первых, трамваи на площади были всегда — на старых снимках их можно видеть вокруг Триумфальной арки, трамвайные рельсы угадываются на снимках, где пленных немцев ведут в 1944 году по московским улицам. Всё вернулось на свой круг — по крайней мере, трамвайный круг.

И, во-вторых, посередине всего стоит памятник русскому писателю Максиму Горькому, Алексею Максимовичу Пешкову — называть его можно по-всякому.

Давным-давно школьникам не нужно писать сочинения по роману «Мать» — вместо него написаны романы про новых революционеров. Фраза «Человек — это звучит гордо» оторвалась от пьесы «На дне» и произносится на разные лады, с разным уровнем иронии. История про нищих обитателей ночлежки перестала быть обязательной, но что главнее, она переместилась из литературы в жизнь. Магическим заклинанием, персонажем из фэнтези кажется современному школьнику название рассказа Горького «Старуха Изергиль». Но, впрочем, и в прежние времена советские ученики называли ее «Старуха Извергиль», при этом не всегда удостаивая чтением.

Человек, который в будущем присядет на лавочку посреди площади, вернувшей свое прежнее название, может задуматься о двух чертах творчества писателя, что стоит рядом с ним.

Во-первых, это особый взгляд Горького-мемуариста — он видел все знаковые фигуры конца XIX и начала XX века, оставил множество воспоминаний: вот Чехов сидит на пеньке и, думая, что его никто не видит, ловит шляпой солнечный зайчик, а поймав, пытается быстро надеть шляпу с солнечным зайчиком себе на голову; а вот Блок раскланивается с кем-то невидимым и поклонами провожает этого отсутствующего персонажа, поднимающегося по лестнице.

Во-вторых, Горький — писатель «про народ», угадавший тот спрос в обществе на низовую жизнь, спрос, который остался у нашего обывателя и по сей день.

Обывателю, который не замечает, что он и сам часть всё того же «народа», всё хочется услышать рассказ на манер натуралиста Дроздова и путешественника Сенкевича, который сходил в народ и вот сейчас расскажет, как там. Горький сто с лишним лет назад так сделал и стал самым популярным русским писателем.

Наконец, можно подумать, что популярность «перпендикулярна» таланту в литературе. Это не так — Горький остался очень сложным персонажем в общественной жизни России многих десятилетий, но его писательской зоркости и умениям можно позавидовать.

«Жизнь Клима Самгина» — бесспорно великий русский роман, внимательно перечитывая который можно много что понять во всех русских революциях — 1905-го, 1917-го и, как говорится, далее везде. Горький написал портрет русского интеллигента, в котором и сейчас люди могут узнать свои черты.

В одном из советских комедийных фильмов логопед, не выговаривавший половину букв, называл улицу Горького улицей Кой-кого. Этот Кое-кто сам оказывается вполне значимым персонажем литературы, да и книги его неотрывны от того, что называется «русская литература».

Нет, не стыдный памятник возвращен из ссылки и поставлен посреди площади. Теперь вокруг него снова будет звенеть трамвай, шуметь улица и — возникать в голове горожан русские вопросы, вечные и не имеющие раз и навсегда установленных ответов.

Автор — писатель, член жюри национальной литературной премии «Большая книга»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир