Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В Израиле 18 человек задержаны по подозрению в причастности к пожарам
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Конкуренцию на выборах приписали элитам

Аналитики кремлевского института подготовили доклад по итогам выдвижения кандидатов в губернаторы
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уровень конкуренции на губернаторских выборах уменьшается на этапе внутриэлитного торга — стадии определения кандидатов. Такое утверждение содержится в последнем докладе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ, экспертная площадка администрации президента) «О конкуренции в ходе выборов глав субъектов РФ» (есть в распоряжении «Известий»). Аналитики ЭИСИ полагают, что структура политической конкуренции не определяется числом строчек в бюллетене в день голосования, поэтому следует рассматривать четыре стадии конкуренции — за президентское доверие, за формирование предвыборных коалиций, за поддержку муниципальных депутатов и за избирателя.

Анализируя статистику по 16 субъектам РФ, которые будут выбирать глав регионов 10 сентября этого года, авторы доклада констатируют: конкуренция на этапе голосования в этих субъектах никогда не была высокой. Так, в истории выборов Мордовии, Удмуртии, а также Белгородской, Новгородской, Саратовской, Томской и Ярославской областей никогда не было второго тура, а в Бурятии и Карелии он проводился всего по одному разу в 1990-х годах.

В ряде регионов однотуровые выборы сопровождались большим разрывом между лидером и вторым по результату кандидатом.

— У нас сложилось мифологическое представление о ярких, запоминающихся губернаторских кампаниях в конце 1990-х — начале нулевых, — заметил член совета директоров ЭИСИ Глеб Кузнецов, комментируя доклад для «Известий». — В реальности очень многие из них были унылыми.

Действующая институциональная модель губернаторских выборов сложилась в 2012 году, когда была восстановлена прямая выборность глав регионов, отмечается в тексте доклада. Эта модель, по мысли авторов, предусматривает четыре фильтра: «президентский» — отбор кандидатов на пост врио глав субъектов, «фильтр региональной элиты» — формирование коалиций и элитного консенсуса по политической конфигурации выборов, «муниципальный фильтр» — борьба за поддержку муниципальных депутатов, «электоральный» — борьба за голоса избирателей.

Руководитель региональных программ ЭИСИ Андрей Колядин в разговоре с «Известиями» подчеркнул, что с 2012 года электоральная история губернаторских выборов была в целом предсказуема.

— За последние годы, когда был введен «муниципальный фильтр», история выборов была вполне ровная — с неожиданностями, как в Иркутской области, с жесткой борьбой, как в Тверской, но ни один кандидат за последние пять лет не был безальтернативен, — сказал он.

Глеб Кузнецов отметил, что аналогичная схема четырех фильтров существовала и прежде, но в зависимости от действующего законодательства тот или иной фильтр приобретал большее значение по сравнению с остальными. Например, до отмены прямых выборов губернаторов решающим мог быть «электоральный фильтр», а после — «президентский». Его значение не утрачено и сейчас, подчеркнул Глеб Кузнецов.

— Главное в этом электоральном цикле — принятие новых кадровых решений, — пояснил он. — 11 новых врио глав регионов — это неслыханное обновление региональных руководителей, такого не было с 1990-х годов. Это накладывает отпечаток на действия оппозиции. Если при конкуренции со «старым» губернатором оппозиционеры могут говорить избирателям, что президент «не знает» о деятельности «плохого» начальника, президенту просто «не докладывают», то теперь этот аргумент потерял всякий смысл: действующие врио — это осознанный выбор главы государства, именно поэтому с ними будет нелегко конкурировать. 

На заинтересованность оппозиции в выборах влияет и такой фактор, как отсутствие близости думских выборов. В 2015 году многие партии использовали последнюю кампанию перед выборами-2016 как плацдарм для парламентской — сейчас это неактуально. Поэтому, например, «Справедливая Россия» выдвинула своих кандидатов только в 10 регионах из 16, отмечается в тексте доклада.

Там же, где ожидается локальная кампания, интересующая ключевых игроков «на перспективу», складывается конкурентная среда.

Наиболее конфликтные ситуации на стадии выдвижения отмечаются в регионах, где оппозиционные кандидаты не имеют существенных шансов на успех, но заинтересованы в борьбе за электорат в преддверии местных выборов в 2017 и 2018 годах (например, главы Екатеринбурга, Народного Хурала Республики Бурятия, выборы депутатов муниципалитета Ярославля и Ярославской областной думы, Кировской городской думы), подчеркнули авторы доклада.

Иногда отказ оппозиции от участия в выборах связан с внутриэлитными договоренностями («фильтр региональной элиты»). Так, в Марий Эл местное отделение КПРФ не стало выдвигать своего кандидата и поддержало на выборах Александра Евстифеева, несмотря на рекомендации президиума КПРФ.

В целом активный торг элит в регионах ведется, как правило, по трем ключевым направлениям: торг за выдвижение единого кандидата от оппозиции, торг за невыдвижение сильного кандидата от оппозиции, торг за партийное выдвижение, — отмечается в докладе.

— Именно на стадии внутриэлитного предвыборного торга происходит наибольшее снижение конкуренции, — подчеркивают эксперты ЭИСИ.

Например, в 2017 году за выдвижение единого оппозиционного кандидата «торговались» в Свердловской области «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ — рассматривалась кандидатура эсера Александра Буркова, который в итоге не пошел на выборы. В Ярославской области не состоялось выдвижение Анатолия Грешневикова, который также рассматривался в качестве единого кандидата от оппозиции. Торгом за невыдвижение считают эксперты и заявление об участии в выборах губернатора Свердловской области Евгения Ройзмана, который не провел переговоры о выдвижении с областным отделением «Яблока» и попытался выдвинуться не по уставу через центральное бюро партии. По мнению авторов доклада, Евгений Ройзман «предпринял все правовые меры для непопадания в бюллетень», что гарантировало ему имидж оппозиционера и сбережение ресурсов.

Аналитики также отмечают, что в будущем «муниципальный фильтр», скорее всего, будет нуждаться в коррекции.

— Это нужно менять, но сначала необходимо оценить, какие губернаторские выборы нам нужны, какие задачи будут решаться в процессе этих выборов, — сказал Глеб Кузнецов. — После единого дня голосования, думаю, политический класс вернется к обсуждению этой темы.

Конкуренцию на этапе «электорального фильтра» аналитики обещают еще раз проанализировать осенью по итогам выборов губернаторов.

Читайте также
Прямой эфир