Конкуренцию на выборах приписали элитам


Уровень конкуренции на губернаторских выборах уменьшается на этапе внутриэлитного торга — стадии определения кандидатов. Такое утверждение содержится в последнем докладе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ, экспертная площадка администрации президента) «О конкуренции в ходе выборов глав субъектов РФ» (есть в распоряжении «Известий»). Аналитики ЭИСИ полагают, что структура политической конкуренции не определяется числом строчек в бюллетене в день голосования, поэтому следует рассматривать четыре стадии конкуренции — за президентское доверие, за формирование предвыборных коалиций, за поддержку муниципальных депутатов и за избирателя.
Анализируя статистику по 16 субъектам РФ, которые будут выбирать глав регионов 10 сентября этого года, авторы доклада констатируют: конкуренция на этапе голосования в этих субъектах никогда не была высокой. Так, в истории выборов Мордовии, Удмуртии, а также Белгородской, Новгородской, Саратовской, Томской и Ярославской областей никогда не было второго тура, а в Бурятии и Карелии он проводился всего по одному разу в 1990-х годах.
В ряде регионов однотуровые выборы сопровождались большим разрывом между лидером и вторым по результату кандидатом.
— У нас сложилось мифологическое представление о ярких, запоминающихся губернаторских кампаниях в конце 1990-х — начале нулевых, — заметил член совета директоров ЭИСИ Глеб Кузнецов, комментируя доклад для «Известий». — В реальности очень многие из них были унылыми.
Действующая институциональная модель губернаторских выборов сложилась в 2012 году, когда была восстановлена прямая выборность глав регионов, отмечается в тексте доклада. Эта модель, по мысли авторов, предусматривает четыре фильтра: «президентский» — отбор кандидатов на пост врио глав субъектов, «фильтр региональной элиты» — формирование коалиций и элитного консенсуса по политической конфигурации выборов, «муниципальный фильтр» — борьба за поддержку муниципальных депутатов, «электоральный» — борьба за голоса избирателей.
Руководитель региональных программ ЭИСИ Андрей Колядин в разговоре с «Известиями» подчеркнул, что с 2012 года электоральная история губернаторских выборов была в целом предсказуема.
— За последние годы, когда был введен «муниципальный фильтр», история выборов была вполне ровная — с неожиданностями, как в Иркутской области, с жесткой борьбой, как в Тверской, но ни один кандидат за последние пять лет не был безальтернативен, — сказал он.
Глеб Кузнецов отметил, что аналогичная схема четырех фильтров существовала и прежде, но в зависимости от действующего законодательства тот или иной фильтр приобретал большее значение по сравнению с остальными. Например, до отмены прямых выборов губернаторов решающим мог быть «электоральный фильтр», а после — «президентский». Его значение не утрачено и сейчас, подчеркнул Глеб Кузнецов.
— Главное в этом электоральном цикле — принятие новых кадровых решений, — пояснил он. — 11 новых врио глав регионов — это неслыханное обновление региональных руководителей, такого не было с 1990-х годов. Это накладывает отпечаток на действия оппозиции. Если при конкуренции со «старым» губернатором оппозиционеры могут говорить избирателям, что президент «не знает» о деятельности «плохого» начальника, президенту просто «не докладывают», то теперь этот аргумент потерял всякий смысл: действующие врио — это осознанный выбор главы государства, именно поэтому с ними будет нелегко конкурировать.
На заинтересованность оппозиции в выборах влияет и такой фактор, как отсутствие близости думских выборов. В 2015 году многие партии использовали последнюю кампанию перед выборами-2016 как плацдарм для парламентской — сейчас это неактуально. Поэтому, например, «Справедливая Россия» выдвинула своих кандидатов только в 10 регионах из 16, отмечается в тексте доклада.
Там же, где ожидается локальная кампания, интересующая ключевых игроков «на перспективу», складывается конкурентная среда.
Наиболее конфликтные ситуации на стадии выдвижения отмечаются в регионах, где оппозиционные кандидаты не имеют существенных шансов на успех, но заинтересованы в борьбе за электорат в преддверии местных выборов в 2017 и 2018 годах (например, главы Екатеринбурга, Народного Хурала Республики Бурятия, выборы депутатов муниципалитета Ярославля и Ярославской областной думы, Кировской городской думы), подчеркнули авторы доклада.
Иногда отказ оппозиции от участия в выборах связан с внутриэлитными договоренностями («фильтр региональной элиты»). Так, в Марий Эл местное отделение КПРФ не стало выдвигать своего кандидата и поддержало на выборах Александра Евстифеева, несмотря на рекомендации президиума КПРФ.
В целом активный торг элит в регионах ведется, как правило, по трем ключевым направлениям: торг за выдвижение единого кандидата от оппозиции, торг за невыдвижение сильного кандидата от оппозиции, торг за партийное выдвижение, — отмечается в докладе.
— Именно на стадии внутриэлитного предвыборного торга происходит наибольшее снижение конкуренции, — подчеркивают эксперты ЭИСИ.
Например, в 2017 году за выдвижение единого оппозиционного кандидата «торговались» в Свердловской области «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ — рассматривалась кандидатура эсера Александра Буркова, который в итоге не пошел на выборы. В Ярославской области не состоялось выдвижение Анатолия Грешневикова, который также рассматривался в качестве единого кандидата от оппозиции. Торгом за невыдвижение считают эксперты и заявление об участии в выборах губернатора Свердловской области Евгения Ройзмана, который не провел переговоры о выдвижении с областным отделением «Яблока» и попытался выдвинуться не по уставу через центральное бюро партии. По мнению авторов доклада, Евгений Ройзман «предпринял все правовые меры для непопадания в бюллетень», что гарантировало ему имидж оппозиционера и сбережение ресурсов.
Аналитики также отмечают, что в будущем «муниципальный фильтр», скорее всего, будет нуждаться в коррекции.
— Это нужно менять, но сначала необходимо оценить, какие губернаторские выборы нам нужны, какие задачи будут решаться в процессе этих выборов, — сказал Глеб Кузнецов. — После единого дня голосования, думаю, политический класс вернется к обсуждению этой темы.
Конкуренцию на этапе «электорального фильтра» аналитики обещают еще раз проанализировать осенью по итогам выборов губернаторов.