Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова усомнилась в предложенном Трампом перемирии из-за нарушений со стороны Киева
Мир
Евросоюз отказался размораживать российские активы
Мир
Келлог анонсировал непрямые переговоры между РФ и Украиной в Саудовской Аравии
Мир
Парламент Эстонии не поддержал закрытие границы с Россией
Мир
Посольство РФ в Париже вручило блокадникам и детям войны медали 80-летия Победы
Мир
В составе делегации РФ на переговорах с США 24 марта не будет представителей МИДа
Мир
Переговоры представителей России и США пройдут в Эр-Рияде 24 марта
Мир
Трамп заявил о скором подписании сделки по ресурсам с Украиной
Мир
В Польше рекомендовали гражданам запастись едой и лекарствами на три дня
Мир
Венесуэла приняла 311 своих мигрантов из Мексики
Мир
Пентагон расторг оборонные контракты и гранты на $580 млн
Мир
СМИ сообщили о планах стран Европы встретиться в Париже для обсуждения по Украине
Спорт
Дзюба, Фомин и Солдатенков покинули расположение сборной РФ перед игрой с Замбией
Экономика
Курс доллара снова поднялся выше 85 рублей
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о попытке переодетого в бабушку боевика ВСУ выехать из Суджи
Экономика
В Минфине не увидели оснований для расширения семейной ипотеки
Спорт
Волейболисты «Динамо» выиграли первый после отстранения международный турнир

Мемуары жены Василия Кандинского переведены на русский язык

Книга «Кандинский и я» рассказывает о жизни и творчестве родоначальника абстракционизма
0
Фото: предоставлено издательством «Искусство — 21 век»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Впервые на русском языке вышли мемуары Нины Кандинской — второй супруги родоначальника абстракционизма. Книга «Кандинский и я» может рассматриваться как «честная» биография художника — благо автор рассказывает обо всей его жизни, а не только о годах, проведенных вместе. Но на первом плане здесь, конечно, позднее творчество Василия Кандинского, когда, по словам Нины, они не расставались ни на день. И это бесценное, хотя и предельно пристрастное свидетельство.

Кандинский — один из самых дорогостоящих и известных в мире российских художников. На Западе, впрочем, его всегда считали своим: карьера Кандинского-живописца началась в Германии. Там же он прославился и стал одним из лидеров авангарда, написал в 1910 году первую абстрактную работу.

С Германией связан и еще один важный период в жизни Кандинского: его преподавание в Баухаусе — новаторской школе для архитекторов и дизайнеров. Именно годы работы в Баухаусе — в центре внимания в книге Нины Кандинской. Автор не скрывает: тогда они были особенно счастливы.

В то же время советский период в жизни мужа Нина явно недолюбливает. Февральской и Октябрьской революциям, последующему участию Кандинского в художественной жизни ленинской России (более чем активному), взаимоотношениям с русскими художниками уделено всего около десяти страниц. Кандинская как будто не хочет вспоминать о временах, когда им приходилось голодать, с трудом добывать дрова для обогрева и бояться звонков из Кремля. Зато во всех нюансах описывается благополучный семейный быт в Веймаре и Дессау.

Рассказ на первый взгляд стремящийся к объективности, на поверку оказывается чередой очень личных воспоминаний, чередуемых с рассуждениями о творчестве Кандинского и обширными цитатами из его собственных трудов и текстов коллег. Но в этом и заключается прелесть книги: супруга живописца выступает здесь не просто как сторонний летописец, но фактически становится «ретранслятором» чувств, ощущений и идей самого Кандинского.

В конечном счете образ художника выглядит так, будто его создавал он сам, а не другой, пусть и очень близкий человек. Герой предстает перед читателями увлеченным и трудолюбивым мастером, крупным теоретиком искусства, человеком мудрым и сдержанным, чуждым эпатажа и артистической эксцентрики...

Порой этот образ, да и само повествование кажется в некоторой степени выхолощенным. Но заскучавшему было читателю автор нет-нет да и подкинет какой-нибудь интересный факт, характеризующий Кандинского лучше, чем иные многословные описания.

Например, Нина сообщает, что муж считал неприкосновенным дневной сон. Каждый день он отдыхал с 14 до 15 часов, и в это время на двери дома висела табличка: «Не беспокоить». А еще между делом супруга живописца упоминает, что до революции Кандинскому принадлежал 24-квартирный доходный дом с видом на Кремль. Это объясняет, откуда у художника были деньги на путешествия и свободное творчество.

Книга «Кандинский и я» впервые была издана на немецком еще в 1976 году при жизни автора и почти сразу переведена на французский, а затем и на другие европейские языки. Выйти на русском ей помешала критика в адрес коммунистического строя и неоднозначное отношение к художнику в СССР. Теперь обидный пробел в отечественной мемуаристике ликвидирован.

Читайте также
Прямой эфир